Старец Паисий Святогорец. О воспитании

 

Проводник благодати без выключателя

Мы чувствуем необходимость признания, что -сколько бы мы ни посещали Старца — общее убеждение всех нас было такое: он знал нас лучше,, чем мы знаем самих себя. Он знал, с какими проблемами мы встретились с самого раннего нашего детства, каково было настоящее, и с чем нам предстоит столкнуться в будущем. Знал даже проблемы наших родителей. Это, конечно, объяснялось тем, что ради великого его смирения, всеведущий Бог пришёл — согласно обещанию Своему — в чистое сердце его и обитель у него сотворил.

Для Старца не существовало неразрешимых проблем, любовь его была необъяснима нашей бедной логикой, помощь, приносимая им, происходила от безграничной силы Святого Духа, не вымышленная или изобретённая человеческой логикой — всё, с чем бы он ни сталкивался, решал с неизреченной мудростью, которую не мог постичь обыкновенный человеческий ум. Сколько бы о нём ни писали, pie смогут передать величие полной гармонии и единения его с Божией Благодатью, т.к. в такой степени было пропитано его человеческое существо божественным присутствием, что задаёшься вопросом, кто был действующий. Конечно, действовал Христос — Который для Старца был всем — и сам Старец был проводником передачи Божией Благодати людям — проводник, но без выключателя.

Если, теперь, иной раз, кому-либо из нас казалось, что не действует (Благодать), то это объяснялось исключительно не надлежащим нашим душевным расположением. Во всяком случае, и мусульманину, и безбожнику, и идолослужителю достаточно было побыть рядом со Старцем, чтобы отбросить всё и с неудержимым энтузиазмом исповедовать, что жив Господь Бог, и что Он — Господь наш Иисус Христос, Которого вернейший раб и слуга был Старец.

Ко всей преподобной душе его абсолютно подходит слово Апостола: «Ибо слово Божие живо (в преподобной душе Старца) и действенно… и проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные, и нет твари, сокровенной от Него, но всё обнажено и открыто пред очами Его: Ему дадим отчёт» (Евр. 4, 12-13).

Послание старца Порфирия к своим духовным чадам

Из книги Константина Яннициотиса «Рядом со старцем Порфирием», Афины, 1995.

Возлюбленные мои духовные чада,

теперь, пока я ещё в здравом уме, хочу сказать вам несколько советов. С малых лет я был весь во грехах. И когда мать моя посылала меня сторожить животных в горе, потому что отец мой, поскольку мы были бедные, уехал в Америку на строительство Панамского канала, ради нас, детей своих, там, где я пас животных, читал я по слогам житие святого Иоанна Каливита, и очень я полюбил св. Иоанна и много молился, будучи отроком 12-15 лет, точно не помню. И, желая ему подражать, с большим трудом, тайно ушёл я от своих родителей и пришёл в Кавсокаливийский скит Святой Горы и покорился двум Старцам, родным братьям Пантелеймону и Иоанникию. К моему счастью, они были очень благочестивыми и добродетельными, и я очень полюбил их, и потому, их молитвами, оказывал им крайнее послушание. Это мне очень помогло, я почувствовал великую любовь и к Богу и жил очень хорошо. Но, по попущению Божию, за мои грехи, я сильно заболел, и Старцы послали меня домой к родителям, в своё село Святой Иоанн Эвбейский. И хотя я сызмальства много нагрешил, когда вновь пришёл в мир, продолжал грешить. Народ, однако, принял меня хорошо, и все зовут меня святым. Я же чувствую, что я самый грешный человек на земле. Какие вспоминал, конечно исповедовал, и знаю, что те, что исповедал, простил мне Бог, но, однако, сейчас у меня чувство, что и духовных грехов у меня много, и прошу тех, кто меня знал, молиться за меня, так как и я, когда жил, очень смиренно молился за вас. Однако сейчас, когда пойду на Небо, имею чувство, что Бог скажет мне: «Что ты хочешь здесь?» Я только одно могу сказать: «Не достоин я, Господи, быть здесь, но что хочет любовь Твоя, пусть она сделает для меня». Не знаю, что со мной будет. Желаю, однако, да действует любовь Божия.

И всё молюсь, чтобы мои чада возлюбили Бога, Который есть всё, чтобы Он удостоил нас войти в Его земную несозданную Церковь. Ибо отсюда нужно нам начинать. Я всегда старался молиться и читать церковные гимны, Святое Писание и жития Святых, и молюсь, дабы и вы делали так же. Я старался по благодати Божией приблизиться к Богу, и молюсь, дабы и вы делали так же.

Прошу всех вас, да простите меня за всё, чем я огорчил вас.

Иеромонах Порфирий

Кавсокаливия 4/17 июля 1991 г.

Мнения двух Старцев

Удовольствие было видеть, как старец Паисий и старец Порфирий думали один о другом:

— Геронта, — сказал брат старцу Паисию, — хочу вас спросить, об одной проблеме, о которой я беседовал и со старцем Порфирием.

— Если ты беседовал об этом со старцем Порфирием, не нужно беседовать и со мной, ибо тот цветной телевизор, тогда как я — черно-белый, — так смиренно помышлял Старец.

Старец же Порфирий нам говорил:

— Благодать, какую имеет старец Паисий, имеет величайшую цену, по сравнению с моей, т.к. её он приобрёл после труда и аскетических потов, тогда как мне Бог дал её абсолютно даром, когда я был очень малым, только и только для того, чтобы помогать братьям!

* * *

Некоторые братья-читатели, не зная, как действует Благодать посредством избранного своего сосуда, поступая как дети, входят в искушение сравнения, и похожи на детей, которые хвалятся, утверждая что… «у моего дедушки лучше автомобиль!» Мы же, не поступая как духовные младенцы, должны бы знать, что наши Святые -по отличавшему их благочестию — поставили целью своей жизни смирение и истощение самих себя, достигая, как результат, действия в них Благодати, данной им во святом крещении. Совершенство Святых заключается в следующем: покорить свой ум Благодати и от неё уже получать движение и энергию. Святые Отцы более этого не могли делать: только дотуда могли дойти смирением и заботой об очищении своей души. Оттуда и далее, всё — действия Святого Духа, Который — принимая во внимание всё то, что мы всебеднейшей нашей логикой не можем хотя бы осмыслить, — судит, когда, сколько, каким способом и в ком Он будет действовать.

Некий брат однажды сказал мне:

— Старец Порфирий никогда не сообщал об эсхатологических событиях, о числе 666, о знамениях времени и т.д. Почему же не говорил об этом святой отец?

Здесь снова мы хотим ответить то же самое. Из двенадцати наших Апостолов только святой Иоанн обстоятельно говорил об антихристе, как и апостол Павел в Послании к Солунянам. Поскольку апостол Пётр, апостол Иаков и другие Апостолы не говорили, разве это что-нибудь значит?

Но, братья, Христос наш через Святого Духа должен был сказать миру десять вещей: что же нужно было делать? Заставить всех Апостолов говорить в одно и то же время дословно одни и те же вещи, чтобы мир увидел, что они все согласуются?

Когда Он говорил что-либо через одного Апостола, не нужно уже было говорить то же самое через других. Тогда бы только существовала проблема, если остальные Апостолы не согласовались со одним и отличались бы от него — вещь, которая, конечно, нигде не могла произойти, т.к. все они водились одним Всесвятым и Благим Духом. Итак, будем иметь это в виду, дабы не сравнивать нам несравнимые состояния.

Примечание:

В серии «Вселенское Православие» вышли в переводе на русский язык две книги о старце Порфирии.

1. Г. Крусталакис. Старец Порфирии, духовный отец и наставник.

2. Монах Агапий. Божественное пламя, зажжённое в моём сердце старцем Порфирием..

Эпилог

Всех наших Святых отличает великое смирение и предание всех своих благих действий Божией Благодати. Их никогда не упокаивало, когда говорят о них похвально и после смерти пишут об их божественных достижениях. Но если бы все уважали такое смиренное пожелание наших Святых, то сегодня мы не имели бы жития их, чудес, их учения и, самое главное, живого свидетельства того, что Христос от святого крещения вселяется в наши души и, когда мы смиряемся, тогда Он действует и проявляет Себя.

Итак, в то время как Святые были очень строгими и не хотели, чтобы другие говорили о них, сами, однако, писали жития Святых которых знали, как например Афанасий Великий — житие Антония Великого, святой Никодим — святого Симеона Нового Богослова, святой Серапион — житие святого Марка Афинского, святой Зосима — святой Марии Египетской, старец Паисий написал о святом Арсении, и тысячи других написали о других Святых.

Один брат как-то спросил пишущего эти строки:

— Если бы явился перед тобой Старец и спросил бы тебя, говоря: «Зачем ты говоришь и пишешь обо мне?» — что бы ты ему ответил?

— Я бы ответил: Геронта, я пишу и говорю не о тебе — пишу и говорю о Том, Кто, действуя через тебя, благодетельствовал нам. И я с тобой согласен, что ты не сделал ничего доброго, о чём стоило бы говорить: но всё делала Благодать Христова, Которую ты так любил и всегда желал, дабы Она действовала. Поэтому и всей своей жизнью свидетельствовал: «и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал 2,20). 

 

 

Метки: 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели