Духовенство

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Владимир Михайлович Гундяев)

Статус:
Действующий
Дата рождения:
20.11.1946
Постриг совершен:
03.04.1969
Постриг был совершен митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым)
Диаконская хиротония:
07.04.1969
Рукоположен во иеродиакона митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым)
Иерейская хиротония:
01.06.1969
Архиерейская хиротония:
14.03.1976
Хиротонисан во епископа Выборгского
Духовное образование
Ленинградская духовная академия, 1970 г.

Контакты

(495) 781-97-61, +7(800) 100-33-53 (бесплатный звонок по России) (Синодальный информационный отдел)

(499) 578-03-49 (Пресс-служба Святейшего Патриарха Московского и всея Руси)

Места служения

с 2009-02-01 по текущий день
Русская Православная Церковь, Предстоятель

Награды

2012
Орден Дружбы народов (Республика Беларусь)
2011
Высший орден Республики Молдова — орден Республики
2011
Орден Александра Невского
2010
Медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (Приднестровская Молдавская республика)
2010
Орден «Шараф» (Азербайджанская Республика)
2006
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени
2000
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени
1996
Орден Дружбы
1988
Орден Дружбы народов
Орден преподобного Сергия Радонежского I и II степени
Орден святителя Алексия, митрополита Московского, II степени
Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского, II степени
Орден святого благоверного князя Даниила Московского I степени
Орден святого равноапостольного великого князя Владимира II степени
Ордена Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Грузинской, Сербской, Болгарской, Элладской, Польской, Чешских земель и Словакии, Американской и Финляндской Православных Церквей, Армянской Апостольской Церкви и Маланкарской Церкви (Индия)

Биография

Родился в послевоенном Ленинграде. Отец — Гундяев Михаил Васильевич, священник, скончался в 1974 году. Мать — Гундяева Раиса Владимировна, преподаватель немецкого языка в школе, в последние годы домохозяйка, скончалась в 1984 году. Старший брат — протоиерей Николай Гундяев, профессор Санкт-Петербургской Духовной академии, настоятель Спасо-Преображенского собора в г. Санкт-Петербурге. Дед — иерей Василий Степанович Гундяев, узник Соловков, за церковную деятельность и борьбу с обновленчеством в 20-х, 30-х и 40-х годах ХХ века подвергавшийся тюремным заключениям и ссылкам.

По окончании 8-го класса средней школы Владимир Гундяев поступил на работу в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию Северо-Западного геологического управления, где и проработал с 1962 по 1965 год в качестве техника-картографа, совмещая работу с обучением в средней школе. После ее окончания поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а затем в Ленинградскую духовную академию, которую закончил с отличием в 1970 году.

3 апреля 1969 г. митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) был пострижен в монашество с наречением имени Кирилл. 7 апреля им же рукоположен во иеродиакона, 1 июня того же года — во иеромонаха.

С 1970 г. — кандидат богословия Ленинградской духовной академии. С 1970 по 1971 годы — преподаватель догматического богословия и помощник инспектора Ленинградских духовных школ; одновременно — личный секретарь митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима и классный наставник 1-го класса семинарии.

12 сентября 1971 г. возведен в сан архимандрита.

С 1971 по 1974 годы — представитель Московского Патриархата при Всемирном Совете Церквей в Женеве.

С 26 декабря 1974 года по 26 декабря 1984 года — ректор Ленинградской духовной академии и семинарии. В 1974-1984 гг. — доцент кафедры патрологии Ленинградской духовной академии.

14 марта 1976 г. хиротонисан во епископа Выборгского. 2 сентября 1977 года возведен в сан архиепископа. 26 декабря 1984 г. утвержден архиепископом Смоленским и Вяземским. С 1986 года — управляющий приходами в Калининградской области. С 1988 года — архиепископ Смоленский и Калининградский.

13 ноября 1989 г. назначен председателем Отдела внешних церковных сношений (с августа 2000 года — Отдел внешних церковных связей), постоянный член Священного Синода. 25 февраля 1991 г. возведен в сан митрополита.

27 января 2009 г. Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал митрополита Кирилла Патриархом Московским и всея Руси.

1 февраля 2009 г. состоялась интронизация Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя.

Исполняя послушания Священноначалия, Высокопреосвященный Кирилл был:
с 1975 по 1982 гг. — председателем Епархиального совета Ленинградской митрополии;
с 1975 по 1998 гг. — членом Центрального комитета и Исполкома Всемирного Совета Церквей;
с 1976 по 1978 гг. — заместителем Патриаршего экзарха Западной Европы;
с 1976 по 1984 гг. — членом Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства;
c 1978 по 1984 гг. — управляющим Патриаршими приходами в Финляндии;
с 1978 по 1984 гг. — заместителем председателя филиала Отдела внешних церковных связей в г. Ленинграде;
с 1980 по 1988 гг. — членом комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси;
в 1990 г. — членом комиссии по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви;
в 1990 г. — членом комиссии по содействию усилиям в преодолении последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
с 1989 по 1996 гг. — управляющим Православным Венгерским благочинием;
с 1990 по 1991 гг. — временно управляющим Гаагско-Нидерландской епархией;
с 1990 по 1993 гг. — временно управляющим Корсунской епархией;
с 1990 по 1993 гг. — председателем комиссии Священного Синода по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности;
с 1990 по 2000 гг. — председателем комиссии Священного Синода по внесению поправок в Устав об управлении Русской Православной Церкви. Устав был принят на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году;
с 1994 по 2002 гг. — членом Общественного совета по возрождению Храма Христа Спасителя;
с 1994 по 1996 гг. — членом Совета по внешней политике Министерства иностранных дел России;
с 1995 по 2000 гг. — председателем Синодальной рабочей группы по выработке Концепции Русской Православной Церкви по вопросам церковно-государственных отношений и проблемам современного общества в целом;
с 1995 по 1999 гг. — членом Российского организационного комитета по подготовке и проведению мероприятий в связи с празднованием памятных дат Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;
с 1996 по 2000 гг. — членом Наблюдательного совета Фонда 50-летия Победы.

Ко времени избрания на Патриарший Престол митрополит Кирилл являлся:
постоянным членом Священного Синода (с 1989 г.);
председателем Отдела внешних церковных связей (с 1989 г.);
управляющим Патриаршими приходами в Финляндии (с 1990 г.);
членом Синодальной богословской комиссии (с 26 февраля 1994 г.);
членом Патриаршей и Синодальной Библейской комиссии (с 1990 г.);
сопредседателем (с 1993 г.) и заместителем главы (с 1995 г.) Всемирного русского народного собора, председателем Смоленского (с 1996 г.) и Калининградского (с 1997 г.) отделений ВРНС;
членом Совета Земского движения (с 1993 г.);
членом Российского палестинского общества;
автором и ведущим еженедельной телепередачи «Слово пастыря» на Первом канале (с 1994 г.);
почетным президентом Всемирной конференции «Религия и мир» (с 1994 г.);
членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ (с 1995 г.);
членом Комиссии при Президенте РФ по Государственным премиям в области литературы и искусства (с 1995 г.);
почетным членом Московского интеллектуально-делового клуба (с 1995 г.);
сопредседателем Христианского межконфессионального консультативного комитета (с 1996 г.);
членом Президиума Межрелигиозного совета России (с 1998 г.);
главным редактором журналов «Церковь и время» (с 1991 г.), «Смоленские епархиальные ведомости» (с 1993 г.), «Православный паломник» (с 2001 г.);
членом церковно-научного совета по изданию «Православной энциклопедии» (с 1999 г.);
членом Наблюдательного совета Храма Христа Спасителя (с 2002 г.);
сопредседателем Совета европейских религиозных лидеров (с 2002 г.);
председателем оргкомитета выставки «Православная Русь» (с 2003 г.);
сопредседателем Рабочей группы по взаимодействию Русской Православной Церкви с Министерством иностранных дел России (с 2003 г.);
председателем Исполнительного комитета межрелигиозного совета СНГ (с 2004 г.);
членом Президиума Межрелигиозного совета СНГ (с 2004 г.);
членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации (с 2004 г.);
председателем Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством (с 2005 г.);
председателем рабочей группы для составления концептуального документа, излагающего позицию Русской Православной Церкви в сфере межрелигиозных отношений (с 2005 г.);
председателем рабочей группы по подготовке документа, выражающего позицию Русской Православной Церкви по проблемам глобализации (с 2005 г.);
членом Объединенной комиссии по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений (с 2006 г.);
сопредседателем Всемирной конференции «Религии за мир» (с 2006 г.);
руководителем рабочей группы по разработке «Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека»;
Местоблюстителем Патриаршего Престола (с 6 декабря 2008 года).

Ученые степени Святейшего Патриарха Кирилла:
с 1987 г. — почетный доктор богословия Богословской академии в Будапеште;
с 1986 г. — почетный член Санкт-Петербургской духовной академии;
с 1992 г. — член Академии творчества;
с 1994 г. — почетный член Международной академии Евразии;
с 1996 г. — почетный профессор военной Академии (ныне Университет) ПВО Сухопутных войск;
с 1997 г. — действительный член Академии российской словесности;
с 2002 г. — действительный член Академии социальных и гуманитарных наук (с 2003 г. — Общественная Российская академия социальных наук);
с 2002 г. — почетный доктор политологии Государственного университета Перуджи (Италия);
с 2004 г. — почетный доктор богословия Христианской академии Варшавы (Польша);
с 2004 г. — почетный профессор Смоленского гуманитарного университета;
с 2005 г. — почетный профессор Астраханского университета;
с 2005 г. — почетный доктор Российского государственного социального университета;
с 2006 г. — почетный профессор Балтийского военно-морского института имени адмирала Федора Ушакова;
с 2007 г. — почетный президент Академии Российской словесности;
с 2007 г. — почетный доктор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета;
с 2009 г. — почетный доктор богословия Киевской духовной академии;
с 2009 г. — почетный доктор богословия Института теологии им. свв. Кирилла и Мефодия Белорусского государственного университета;
с 2009 г. — почетный доктор богословия Санкт-Петербургской духовной академии;
с 2009 г. — почетный доктор Российской академии государственной службы при Президенте РФ;
с 2010 г. — почетный доктор Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»;
с 2010 г. ― почетный профессор Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого;
с 2010 г. ― почетный доктор Петрозаводского государственного университета;
с 2010 г. — почетный доктор Ереванского государственного университета;
с 2010 г. — почетный доктор Одесской национальной юридической академии;
с 2010 г. — почетный доктор Днепропетровского национального университета им. Олеся Гончара (honoris causa);
с 2010 г. — почетный доктор богословия Московской духовной академии (honoris causa);
с 2011 г. — почетный доктор Воронежского государственного университета (honoris causa);
с 2012 г. — почетный доктор Софийского университета культурного наследия (honoris causa).

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл — автор следующих книг:
«Становление и развитие церковной иерархии и учение Православной Церкви о ее благодатном характере» (Ленинград, 1971 г.);
«Вызовы современной цивилизации. Как отвечает на них Православная Церковь» (М., 2002 г.);
«Слово Пастыря. Бог и человек. История спасения» (М., 2004 г.);
«L’Evangile et la liberte. Les valeurs de la Tradition dans la societe laique» (Paris, 2006 г.);
«Свобода и ответственность: в поисках гармонии» (М., 2008 г.);
«Церковь призывает к единству» (Минск, 2010 г.);
«Проповеди 2009-2010» (Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2010 г.);
а также 1580 публикаций, включая публикации в отечественной и зарубежной периодике.

Изданы циклы телепередач «Слово пастыря» — Введение в православное вероучение; «Слово-Таинство-Церковь» — История ранней христианской Церкви и учение о Церкви; «Юбилейный Архиерейский Собор» — Основы социальной концепции — Устав Русской Православной Церкви — Деяния о канонизации, «Отношение к инославию»; «Слово Пастыря» — Церковь, государство, политика (часть 1), Церковь, личность, общество (часть 2), О вере и спасении (часть 3). На аудионосителях издан цикл великопостных проповедей.Приглашался для чтения лекций в Рим (1972 г.), в Хельсинкский университет, в Академию «Абу» в Турку, в Православную семинарию в Куопио (Финляндия, 1975 г.), в Экуменический институт в Боссэ (Швейцария, 1972, 1973 гг.), в Мюнстерский университет (ФРГ, 1988 г.), в университет Удине (Италия, 1988 г.), в Государственный университет Перуджи (Италия, 2002 г.), в Христианскую академию Варшавы (Польша, 2004 г.).

Святейший Патриарх Кирилл трудился и трудится в области межправославных отношений. Он был первым представителем Русской Православной Церкви в «Синдесмосе» — Всемирном братстве православных молодежных организаций. С 1971 по 1977 гг. — член Исполкома «Синдесмоса»; участник VIII (Бостон, 1971 г.), IX (Женева, 1977 г.), Х (Финляндия, 1980 г.) и XIV (Москва, 1992 г.) Генеральных Ассамблей этой организации; участник первого Предсоборного Всеправославного совещания (Шамбези, 1976 г.) и Межправославной комиссии по подготовке Святого и Великого Собора Восточной Православной Церкви (Шамбези, 1993, 1999 гг.); главный докладчик на православной консультации «Общее понимание и видение ВСЦ» (Шамбези, 1995 г.); участник Всеправославной консультации по вопросам экуменизма (Салоники, 1998 г.) и Собрания Глав Поместных Православных Церквей по уврачеванию болгарского церковного раскола (София, 1998 г.); участник Всеправославного празднования 2000 лет Христианства в Вифлееме 7.01.2000 г.; участник переговоров между Московским и Константинопольским Патриархатами (Стамбул, 1977 г., Женева, 1978 г., Стамбул 1990 г., Москва, 1991 г., Стамбул, 1993 г.) и регулярных консультаций по текущим проблемам между двумя Церквами; проводил переговоры с Константинопольской Православной Церковью по Эстонии и с Румынской Православной Церковью по проблеме Бессарабской митрополии в Молдове (дважды в 1997 г. в Женеве, Кишинев, 1999 г.).

Принимал участие:
В 2005 году в качестве главы делегации Русской Православной Церкви принимал участие в интронизации Патриарха Иерусалимского Феофила III.

В составе официальных делегаций посетил все Поместные Православные Церкви, в том числе, сопровождал Святейшего Патриарха Пимена и Святейшего Патриарха Алексия II в их поездках за рубеж.

Принимал участие в работе межхристианских организаций. Как делегат он участвовал в IV (Упсала, Швеция, 1968 г.), V (Найроби, Кения, 1975 г.), VI (Ванкувер, Канада, 1983 г.) и VII (Канберра, Австралия, 1991 г.) Генеральных Ассамблеях ВСЦ; во Всемирной миссионерской конференции «Спасение сегодня» (Бангкок, 1973 г.); являлся президентом Всемирной конференции «Вера, наука и будущее» (Бостон, 1979 г.) и Всемирной конвокации «Мир, справедливость и целостность творения» (Сеул, 1990 г.); участвовал в ассамблеях комиссии «Вера и устройство» ВСЦ в Аккре (Гана, 1974 г.), в Лиме (Перу, 1982 г.), в Будапеште (Венгрия, 1989 г.).

Исполняя поручения Священноначалия Русской Православной Церкви, принимал участие в контактах с Церквами США, Японии, ГДР, ФРГ, Финляндии, Италии, Швейцарии, Великобритании, Бельгии, Голландии, Франции, Испании, Норвегии, Исландии, Польши, Чехии, Словакии, Эфиопии, Австралии, Новой Зеландии, Индии, Таиланда, Шри-Ланки, Лаоса, Ямайки, Канады, Конго, Заира, Аргентины, Чили, Кипра, Китая, ЮАР, Греции.

Был членом Поместного Юбилейного Собора Русской Православной Церкви (июнь 1988 г., Загорск), председателем его Редакционной комиссии и автором проекта Устава Русской Православной Церкви, принятого Юбилейным Собором. Являлся участником Архиерейского Собора, посвященного 400-летию восстановления Патриаршества (октябрь 1989) и внеочередного Архиерейского Собора 30-31 января 1990 года, а также Поместного Собора 6-10 июня 1990 г., Архиерейских Соборов 25-26 октября 1991 г.; 31 марта — 4 апреля 1992 г.; 11 июня 1992 г.; 29 ноября — 2 декабря 1994 г.; 18-23 февраля 1997 г.; 13-16 августа 2000 г.; 3-6 октября 2004 г., 24-29 июня 2008 г.

Представлял Русскую Православную Церковь в комиссиях по выработке Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990 года и Федерального закона Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года. Принимал участие в выработке церковной позиции и миротворческих акциях во время событий августа 1991 года и октября 1993 года.

Был одним из инициаторов создания Всемирного русского народного собора в 1993 году.

В качестве председателя комиссии Священного Синода по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности инициировал создание Синодальных отделов по религиозному образованию, по социальному служению и благотворительности, по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. Являлся автором Концепции по возрождению благотворительности и религиозного образования, принятой Священным Синодом 30 января 1991 г. Разработал и представил на утверждение Священного Синода «Концепцию взаимодействия Русской Православной Церкви с Вооруженными силами» в 1994 году.

С 1996 по 2000 гг. — руководил разработкой и представил Юбилейному Архиерейскому Собору 2000 г. «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви».

Принимал активное участие в нормализации церковного положения в Эстонии. В связи с этим посетил Антиохийский и Иерусалимский Патриархаты (поездки в Ливан, Сирию, Иорданию и Израиль в 1996 году), а также участвовал в переговорах с представителями Константинопольского Патриархата в г. Цюрихе (Швейцария) в марте и дважды в апреле 1996 г., в Фессалониках, Таллине и Афинах (1996 г.), в Одессе (1997 г.), в Женеве (1998 г.), в Москве, Женеве и Цюрихе (2000 г.), в Вене, Берлине и Цюрихе (2001 г.), в Москве и Стамбуле (2003 г.). В этой же связи неоднократно посещал Эстонию, где вел переговоры с представителями правительства, депутатами парламента и с деловыми кругами этой страны.

Принимал активное участие в миротворческих акциях по Югославии. Неоднократно во время войны посещал Белград, вел переговоры с руководством этой страны, инициировал создание неформальной международной христианской миротворческой группы по Югославии (Вена, май 1999 г.) и созыв международной межхристианской конференции на тему: «Европа после косовского кризиса: дальнейшие действия Церквей» в г. Осло (Норвегия) в ноябре 1999 года.

Управление Русской Православной Церковью

В 2009 году принята реформа центральных органов церковного управления. Принципиально реорганизована деятельность Управления делами Московской Патриархии, уточнена сфера деятельности Отдела внешних церковных связей, созданы новые Синодальные отделы, разведены функции Издательского Совета Русской Православной Церкви и Издательства Московской Патриархии, проведена аналитическая работа по формированию необходимых изменений в структуре Учебного комитета при Священном Синоде и в целом в системе духовного образования. Активизирована деятельность Общецерковного суда.

В 2010 году обновлен Устав Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, уточнены полномочия и структуры Управления делами монастырей; Секретариат по зарубежным учреждениям преобразован в Управление Московской Патриархии. Активизирована деятельность Митрополичьего округа в Республике Казахстан: приняты его Устав и Внутренние положение, образованы новые епархии в этой стране.

Образованы новые общецерковные учреждения:
Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества (2009 г.);
Синодальный информационный отдел (2009 г.);
Финансово-хозяйственное управление (2009 г.);
Межсоборное присутствие Русской Православной Церкви (2009 г.);
Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (2009 г.);
Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством (2010 г.);
Синодальный отдел по тюремному служению (2010 г.);
Патриарший совет по культуре (2010 г.).
Образовано 8 новых епархий:
Калининградская (2009 г.), Улан-Удэнская и Бурятская (2009 г.), Карагандинская (2010 г.), Костанайская (2010 г.), Павлодарская (2010 г.), Днепродзержинская и Царичанская (2010 г.), Пятигорская и Черкесская (2011 г.), Владикавказская и Махачкалинская (2011 г.).
Совершено 15 епископских хиротоний.

В 1993, 2000, 2001, 2002, 2003, 2009 и 2010 гг. Московским биографическим институтом избирался «Человеком года» в номинации

Вадим, митрополит Иркутский и Ангарский (Лазебный Владимир Анатольевич)

Вадим, митрополит Иркутский и Ангарский (Лазебный Владимир Анатольевич)
       Дата рождения:
14 октября 1954 г.
Дата хиротонии:
4 февраля 1990 г.
Дата пострига:
1979 г.
День ангела:
22 апреля
Страна:
Россия
Биография:

Родился 14 октября 1954 г. в г. Губкине Белгородской области в семье рабочего.

В 1972-1977 гг. учился в Одесской духовной семинарии.

В 1974-1976 гг. служил в Советской Армии.

В 1977-1981 гг. учился в Московской духовной академии, окончил со степенью кандидата богословия за сочинение «Реформа духовного образования в Римско-Католической Церкви в свете решений II Ватиканского Собора».

В 1978 г. архиепископом Курским и Белгородским Хризостомом (Мартишкиным) рукоположен в сан диакона.

В 1979 г. ректором МДА архиепископом Владимиром (Сабоданом) пострижен в монашество. В 1980 г. архиепископом Курским и Белгородским Хризостомом (Мартишкиным) рукоположен во иеромонаха.

С мая 1978 по октябрь 1981 г. — референт, затем зав. канцелярией ОВЦС.

В 1981 г. направлен в распоряжение архиепископа Курского и Белгородского Хризостома (Мартишкина).

С октября 1981 г. по август 1984 г. — клирик Всехсвятского храма г. Курска.

В августе 1984 г. назначен настоятелем Александро-Невского храма г. Старый Оскол Белгородской области и благочинным храмов Староосколького округа.

С февраля по октябрь 1985 г. — секретарь Иркутского епархиального управления (перешел вслед за архиепископом Хризостомом (Мартишкиным)).

С ноября 1985 г. по июль 1988 г. — настоятель Никольского храма г. Владивостока благочинный храмов Приморского округа.

Возведен в сан игумена в 1987 г., в сан архимандрита — в 1988 г.

С июля 1988 г. по январь 1990 г. — настоятель Крестовоздвиженского храма г. Иркутска, секретарь Иркутского епархиального управления и благочинный храмов Иркутского округа.

Определением Священного Синода от 25 января 1990 г. избран епископом Иркутским и Читинским.

Хиротония состоялась 4 февраля 1990 г. в Богоявленском кафедральном соборе в Москве.

С 29 января по 25 мая 1991 г. — временно управляющий вновь образованной Магаданской и Камчатской епархией.

С 31 января по 27 декабря 1991 г. — временно управляющий Хабаровской епархией.

Указом Святейшого Патриарха Алексия II от 25 февраля 2000 г. возведен в сан архиепископа.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 132) назначен главой новообразованной Иркутской митрополии.

8 октября 2011 г. возведен в сан митрополита.

С октября 2011 г. по декабрь 2013 г. — временный управляющий Саянской епархией.

Образование:

1977 г. — Одесская духовная семинария.

1981 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия).

Епархия:Иркутская епархия

(Правящий архиерей)
Место работы:Иркутская митрополия

(Глава митрополии)
Научные труды, публикации:
Реформа духовного образования в Римско-Католической Церкви в свете решений II Ватиканского Собора (кандидатская диссертация).
Web-сайт:
http://irkutsk.orthodoxy.ru

Из пасторов в пастыри Священник Игорь Зырянов о протестантизме и проповеди Православия

Елена Есаулова

В 2009-м году известный российский протестантский пастор Игорь Зыряновперешёл в Православие вместе со своей общиной неопятидесятников. Сегодня отец Игорь — настоятель храма Святой Троицы посёлка Усть-Ордынский Иркутской области, благочинный Усть-Ордынского округа, директор епархиального центра «Путь к дому» во имя святителя Иоанна Златоуста. С отцом Игорем мы побеседовали о его открытиях в Православии, а также о том, как лучше говорить протестантам об истинной вере.

— Отче, на днях исполнилось четыре года с тех пор, как вы были рукоположены во иерея. Шесть лет назад вы стали православным. В нескольких словах скажите, что изменилось с тех пор, как вы были протестантом?

— Главное в том, что высокие мечты и чаяния, которые были у меня в прошлом, когда я был протестантом, сейчас реализовались. Я мечтал быть миссионером, хотел проповедовать Евангелие множеству людей. Теперь у меня появились огромные возможности для этого. Я могу трудиться для Бога в полную силу, с утра до вечера, насколько хватает сил.

У протестантов есть доброе намерение, но нет силы для реального действия, которую нам даёт Господь через Таинства

— А какие препятствия к этому были в протестантском прошлом?

— В первую очередь — отсутствие полноты и благодати Божьей. У протестантов есть доброе намерение, но нет силы для реального действия, которую нам даёт Господь через Таинства. Например, у протестантов есть акт покаяния, но нет Таинства исповеди, благодаря которому грех человека врачуется, верующий освобождается от его власти. Но самое главное — у протестантов нет Таинства причастия, без которого внутреннее преображение почти невозможно.

Вторая причина, которая мешала нам охватить проповедью массы — это культурный барьер. Наша страна исторически православная и протестантская проповедь здесь воспринимается народом как нечто чуждое, как попытка вербовки. Говоря об Иисусе Христе, будучи протестантами, мы буквально бегали за людьми. Тратили на одного человека огромное количество времени, сил, какие-то проекты придумывали, программы. И нас всё равно воспринимали неадекватно.

Сейчас совсем наоборот. Люди жаждут общения с православным священником. Где бы ни был батюшка, куда бы он не шёл, всегда найдутся желающие поговорить с ним, обратится с вопросом, просьбой. Поэтому нам легко рассказывать о вере в Бога, привлекать людей в храм, реально помогать им. Что и делаем, с Его помощью.

— Отец Игорь, а что в Православии оказалось не таким, как ожидалось?

— Никаких разочарований я не испытал. Всё оказалось именно таким, как я представлял себе в начале пути. И более того — многие аспекты видятся мне теперь более глубокими и серьёзными, чем когда-то я думал. Особенно моменты, которые касаются молитвы, поста, личного благочестия человека. Мне очень запомнилось то время, когда я только начал читать утреннее и вечернее правило. Молился с особым удовольствием, удивляла содержательность и духовная полнота молитв. В этот процесс до сих пор погружаюсь, как в океан. Сейчас читаю, что писали Святые отцы об Иисусовой молитве. Крайне интересно.

— Когда вы приняли Православие, не были уверены, что вам уготовано служение священника?

— Признаюсь, что я думал об этом. Но это было не критично. Поняв, что истина именно в Православии, я был внутренне готов стать обычным прихожанином. Мне важно было быть в Церкви Христовой, не важно, кем. Казалось, всё идёт к тому, что буду просто верующим. А потом мне и ещё двоим нашим братьям — бывшим протестантам, предложили принять священнический сан.

Полагаю, это важный момент, о котором стоит знать протестантам, думающим о переходе в Православие. Активным служителям, которые привыкли проповедовать, заботится о людях, обязательно найдётся служение в Православной Церкви, такая возможность есть. Жатвы много… Но в тоже время, бывший протестант должен быть внутренне готов стать обычным воцерковлённым мирянином. На всё Божья воля.

Чем дольше я православный, тем больше вижу испорченность своей натуры. Но это знание даёт мне повод ещё больше смиряться пред Богом

— Отец Игорь, что неожиданного вы открыли в себе, когда стали православным?

— Когда я был протестантом, я был уверен, что свят. Я просто исповедовал те грехи, которые совершал, и шёл дальше – вёл так называемую жизнь в победе. Когда стал православным, увидел своё настоящее лицо. Понял, что я лицемерный, гордый, лукавый, тщеславный и прочее… Это, конечно, разочаровало и в себе, и в протестантизме, как учении. В Православии же я обрёл серьёзное подспорье, помощь от Бога в избавлении от моих грехов — через Таинства исповеди и причастия. Чем дольше я православный, тем больше вижу испорченность своей натуры. Но это знание даёт мне повод ещё больше смиряться пред Богом, искать Его лица и стараться меняться.

— Батюшка, статья в православных СМИ о переходе вашей общины в Русскую Православную Церковь вызвала широкое обсуждение. Даже светские СМИ выдали новость о вас. В чём была цель этой публикации?

— Я обнародовал историю нашего перехода вовсе не из жажды славы. Дело в том, что до того, как стать православным, я возглавлял межденоминационную миссию «Каждый народ», которая занималась проповедью Евангелия коренным народам Сибири и Дальнего Востока. В этой миссии было множество помощников из протестантских общин в России, Белоруссии, Украине, Казахстане. Нужно было объяснить всем, кто меня знал лично и заочно, причины моего шага и причины того, почему я не могу продолжать служение.

Так появилась история о нашем переходе. К слову, рассказ до сих пор актуален, его читают многие протестанты, которые потом пишут и звонят. Большинство из тех, кто задаёт вопросы о Православии — граждане России и Украины, но есть среди них протестанты, желающие принять Православие, из Европы, Израиля и США. Писем много, не на все даже удаётся отвечать.

— По благословению митрополита Иркутского и Ангарского Вадима в вашей епархии организован консультационно-информационный центр «Путь домой» во имя святителя Иоанна Златоуста. Благодаря центру уже около двухсот протестантов приняли Православие…

— Не могу сказать, что эти 200 человек — целиком и полностью плод служения нашего центра. Для того, чтобы человек обрёл истинную веру, нужно множество условий, которые, в первую очередь создаёт сам Господь. Малая часть этой работы, по Божьей благодати — наша.

К нам в центр обращаются многие протестанты, в основном служители. Есть те, кто хочет встретиться и поговорить тайно. Мы идём на общение, отвечаем на вопросы, рассказываем о своём опыте.

Всего в Иркутской области сегодня трудятся шестеро священников — выходцев из протестантизма

Кстати, сейчас у нас два бывших пастора харизматических движений помогают в алтаре нашего храма. А всего в Иркутской области сегодня трудятся шестеро священников (вместе со мной) — выходцев из протестантизма.

Надо сказать, что поток людей, переходящих в Православие, может быть и больше. Мы видим, как за рубежом люди переходят целыми общинами в Православие, у нас же этого массового исхода пока не наблюдается.

— В чём же причина?

— Причин несколько. Часто священники, которые переводят протестантов в Православие, торопятся. Они относятся к протестантизму, как к вражескому движению, стараются резко выдернуть оттуда человека. Это не всегда полезно. К примеру, если о Православии задумывается пастор, вся община может стать православной. Но священник, к которому обратился лидер, убеждает последнего быстро принять Православие. Пастор следует совету, становится православным и… утрачивает авторитет среди прихожан, которые ничего не успели понять. Лидера изгоняют из собрания, а община получает прививку от Православия.

В нашем случае, слава Богу, такого не случилось. Отец Вячеслав Пушкарёв, руководитель миссионерского отдела Иркутской епархии, начав общаться с нами, никуда не спешил. Он приезжал к нам в собрание с лекциями, позволил всей общине понять Православие, буквально пропитаться им. Поэтому мы смогли приложиться к Русской Православной Церкви все, никого не потеряли.

Служителям, которые занимаются миссионерской деятельностью в протестантской среде, нужно контактировать с открытыми к общению пасторами. Стоит рассказывать им о вере, советовать святоотеческую литературу. В этом случае у всей общины будет возможность понять красоту Православия, узнать о том, что есть Церковь. Думаю, после этого большинство членов собрания примет Православие. Иного выхода у протестанта, который искренне ищет Бога, просто не будет. Узнав факты о Православной Церкви, о Таинствах, об апостольской преемственности, человек не сможет оставаться протестантом.

— А как насчёт диспутов с протестантами, которые одно время были распространены?

— Я думаю, такой формат работы несостоятелен. Допустим, на публичном диспуте мы выигрываем, а протестантский лидер проигрывает. Он унижен и обижен, и вряд ли он станет православным. Если у меня не хватило знаний и аргументов, и я проиграл диспут, значит, я опозорил Православие. В обоих случаях мы потерпели фиаско.

Мы стремимся руководствоваться словами святителя Григория Богослова: «Мы домогаемся не победы, а возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас»

Мы в своей работе стремимся руководствоваться словами святителя Григория Богослова: «Мы домогаемся не победы, а возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас».

Пока сердца православных людей на самом деле не будет терзать разлука с протестантами, служение им не будет успешно.

Если речь идёт о личных отношениях с протестантами, православным нужно отказаться от агрессивной полемики. Стоит мягко говорить о своём духовном опыте, делиться переживаниями. Просто, искренне показывая, что в Православии есть нечто, что может помочь собрату — благодать Божия, которой почти совсем нет в протестантских сообществах.

Какие вопросы задают протестанты, которые обращаются к вам?

— В первую очередь те, что лежат на поверхности. Этот набор известен — вопросы об иконах, о почитании мощей и святых. Но на самом деле неважно, с какими вопросами они к нам идут. Отвечать на вопросы надо, но главное, нужно доносить до протестантов понимание того, что такое истинная Церковь — единая, святая, соборная и апостольская. Это самое важное. Мы с сожалением наблюдаем, что есть люди, которые перешли в Православие, но стали номинальными христианами. Так случилось потому, что они не решили для себя, что есть Церковь.

Не секрет, что в храме можно встретить проблемы, искушения и трудности, негативное поведение прихожан. Но если у человека есть фундамент, — осознание того, что Церковь — корабль спасения, капитаном которого является сам Иисус Христос, — столкнувшись с проблемами в храме, он не уйдёт. Слава Богу за то, что я попал на этот корабль, что Господь наш Иисус Христос буквально втащил меня туда. И мне больше не нужно переплывать море на утлой лодочке протестантизма. И мне всё равно, прогнила ли небольшая доска на корабле, надорван ли краешек паруса, самое главное – Кто капитан. Если это понимаешь, ты защищён от искушений и проблем. А вот если нет этого понимания, всё остальное — красота Православия, аскетика, освобождение от страстей, молитва, благолепие богослужения и сила Причастия не могут удержать человека в храме.

Есть и обратные примеры, когда человек понимает, в чём ценность православной веры и не обращает внимание на проблемы.

Женщина-баптистка в третьем поколении задумалась о Православии, пришла в храм и обратилась к бабушке в свечной лавке. Говорит, мол, хочу поговорить со священником. Бабушка говорит: «А ты вообще крещёная?» Та отвечает, что нет. Бабушка женщину отругала, сообщила, что батюшка с ней в таком случае вообще разговаривать не будет. Женщина не остановилась на одной попытке, написала нам в центр. В итоге встретилась со священником, уже в другом храме. И это не единичный случай, к сожалению. Были случаи, когда протестанты были уже готовы принять Православие, подходили к батюшкам, просили помощи. В одном случае священник нагрубил человеку, в другом — отсылал его…к епископу. Радует, что эти протестанты всё же не оставили попыток и всё равно стали православными. Возможно, такое отношение было испытанием твёрдости их намерения. Но совсем не значит, что те действия представителей Православия, о которых я говорил выше — правильные.

— Вы немного предварили вопрос о том, что нужно делать Православной Церкви, чтобы туда пошли протестанты.

— Пожалуй, ничего не нужно менять, всё, по сути, у нас есть. На те вопросы, что есть у протестантов, у Православной Церкви есть полноценные, ясные и глубокие ответы. Вопрос лишь в добром отношении к протестантам и в осведомлённости тех людей, кто принимает протестантов, увидеть проблемы, с которой пришёл протестант.

Может быть, стоит сделать самую малость — организовать больше центров, подобных нашему. Мы уже делились опытом в Томской епархии, готовы приехать и в другие регионы, если пригласят.

Со священником Игорем Зыряновым
беседовала Елена Есаулова

16 марта 2015 года

Источник — pravoslavie.ru