Основные проблемы современного религиозного воспитания детей

Как воспитать ребенка в вере? Как приучить его к посещению храма? Почему наши дети, вырастая, отказываются ходить на службы?

На эти вопросы рано или поздно приходится отвечать каждому верующему родителю. Где искать ответы на них? Ни духовники, ни православная литература не могут дать исчерпывающего ответа, и в итоге мы сталкиваемся с фактом: большинство из тех людей, кого в детстве водили на службы, став взрослыми, напрочь забывают дорогу к храму. Модель православного воспитания, предложенная нам 25 лет назад, на которой уже выросло одно поколение детей, оказалась нежизнеспособной. Как минимум 90% современной молодежи, чье детство прошло в православной обстановке, на данный момент совершенно далеки от всего церковного.

Очень большое количество верующих родителей совершают одну и ту же ошибку: они считают, что чем больше времени их дети проведут в храме, тем воцерковленней они будут. Именно этот совет мы чаще всего и встречаем в воспитательной религиозной литературе: детей надо водить в храм как можно чаще, находиться в нем они должны как можно дольше. Вдохновленные такими наставлениями, родители с совсем малыми детишками проводят в храмах службы «от звонка до звонка», включая ночные пасхальные богослужения. Но почему-то это никак не влияет на будущую воцерковленность детей.

Детям очень тяжело стоять неподвижно более 15 минут и тем более внимательно слушать непонятные песнопения. Не потому что они бесноватые или грешники, а потому, что такова их психика, моторика, нервная система. У детей энергия фонтанирует, им жизненно необходимо двигаться. Поэтому, если с ребенком мама пришла к началу службы, то через полчаса возникнет необходимость его развлекать. В итоге дети начинают бегать по храму, рисовать на листочках для записок, листать книжки с витрины, шуметь и мешать молящимся. Такое пребывание на службе «целиком» никак не способствует привитию уважительного отношения к дому Божию. Вместо того чтобы привыкать к службе, ребенок привыкает к тому, что в храме скучно, что здесь можно заниматься чем угодно, лишь бы убить время. Это лучший способ воспитать в ребенке отношение к церкви, как к чему-то второстепенному, не стоящему уважения. Номинально-то службу ребенок отбудет от и до, но это как раз случай телесного нахождения в храме, а вот помыслы и действия будут весьма далеки от божественного. Какой прок в посещении богослужения, когда матери стоят в центре храма на молитве, а дети, оставленные без присмотра, играют, громко болтают и смеются, рисуют, бегают в трапезной части храма, создавая шум. Разве так воспитаешь благоговейное отношение к богослужению? В этом вопросе лучше гнаться не за количеством, а за качеством: пусть вы пробудете с детьми в храме полчаса, но это будут полчаса душевной тишины, а не безделья. Дети должны усвоить, что в дом Божий идут молиться, а не болтать с друзьями, не рисовать и не играться. Необходимо сохранять интерес ребенка к храму и богослужению. В зависимости от возраста и особенностей нервной системы время сохранения интереса у разных детей колеблется от 10 до 30 минут. Если вы видите, что дитя начало маяться, что ему плохо, тяжело — надо уходить. Некоторые матери выходят с уставшим ребенком на улицу, а затем, когда он развеется, вновь возвращаются в храм. По мере взросления ребенка время нахождения в храме увеличивается.

Надо ли принуждать ребенка к нахождению в церкви? На мой взгляд, каждый родитель должен сам определить меру пребывания его детей в храме с учетом индивидуальных особенностей их характеров. Есть дети спокойные, есть подвижные. Мать и отец из своих наблюдений за ними сами должны найти оптимальное решение. В некоторых семьях с более спокойными детьми отец или бабушка или другой родственник приходят раньше, а мама с менее спокойными ближе к Причастию. Если и принуждать детей, то только в тех рамках, которые они могут понести. Бывает так, что ребенок спокойно проводил на богослужении те самые полчаса, а в какой-то день как на иголках: капризничает, вертится, не слушается. Ребенок тоже человек. У всех бывают плохие дни, может, он не выспался, может, неважно себя чувствует — родители должны быть чуткими и с пониманием относиться к этому. Возможно, Причастие придется отложить и уйти домой. Главное помните народную мудрость: неволец не богомолец.

Еще одна ошибка родителей: стремление причастить ребенка любой ценой. Если с младенцами это удается исполнить, то чем старше дети, тем сложнее причащать их на каждой литургии, а семилетние вообще должны готовиться к Причастию почти наравне со взрослыми. Маленькие дети не способны со всей серьезностью воспринимать Таинство. Рассказы о том, что дети видят ангелов, голубей и едва ли не благодать зрят, не более, чем красивые сказки. Ребенок воспринимает мир как игру, и церковь для него тоже своего рода игра. Вот сейчас он к батюшке подойдет, батюшка ему на ложечке чего-то такого даст, мама будет довольна. От Чаши многие дети отходят, кривляясь, размахивая руками — главное-то они сделали, можно и расслабиться. Совершили главное действо в этой игре, остальное не важно. Очень важно донести до детей серьезность этого мероприятия, а сделать это можно только одним способом — строгим отношением к Причастию. Несмотря на то, что до 7 лет дети не исповедуются и теоретически не могут быть лишены права причащаться, родители должны следить за тем, чтобы их чадо относилось к Причастию максимально серьезно. Если ребенок совсем расшалился и не слушается, безобразничает в храме, то мать или отец вполне могут не пустить его к Чаше. Это очень действенная мера для непослушек — все идут к Чаше, а его не взяли — глазами ребенка — исключили из игры. Бывает и так, что ребенок может заявить о своем нежелании причаститься. Нельзя его  заставлять или подкупать посулами игрушек или вкусненького. И еще хуже поступают те родители, которые заманивают на Причастие: «Батюшка тебе наку даст, батюшка тебе компотика даст». Вот и будет у ребенка отношение к Причастию как к компотику. Какая уж тут духовная жизнь?

Приучить к храму, к вере не возможно. Можно научить правильному исполнению религиозных обрядов и действий, можно выучить молитвы, но научить искренней живой вере нельзя. Если до революции вся жизнь русского человека была ориентирована на Церковь, неправославный, неверующий становился изгоем, и у людей по сути не было другого выбора, кроме как исполнять все религиозные предписания и быть верующим хотя бы внешне, то современная обстановка в обществе не только допускает, но и поощряет выбор вероисповедания, а то и вовсе отказ от него — за это сейчас не преследуют и не игнорируют. Как показал опыт предыдущего поколения, методы православного воспитания, выработанные до революции, нам практически не подходят. Ни частое бывание в храме, ни длительное пребывание на службах не приучают детей к храму, не учит их вере. Они вырастают, и годам к 14 делают свой собственный выбор, и очень часто — не в пользу религии. Это происходит под влиянием различных обстоятельств: кто-то видит диссонанс между пропагандируемой родителями верой и их реальными поступками, кого-то увлекают соблазны мира сего, кто-то просто не соглашается ограничивать себя. Но это не означает, что надо на все забить и не водить детей в храм. Какие-то основы все равно будут заложены, по крайней мере, у ребенка в будущем не будет боязни храма, которой страдают очень многие люди старшего поколения, по крайней мере, он будет знать, как войти в храм, как свечу поставить и как перекреститься. По крайней мере, мы заложим базу, которая в будущем, возможно, поможет ему вернуться под крыло Церкви. Поэтому, пока есть возможность, пока дитя еще подчинено родителям, пока не сопротивляется, надо этим пользоваться — учить и рассказывать. К подростковому возрасту у ребенка должна быть сформулирована основная база знаний о вере и Церкви, а в дальнейшем — влияние родителей на подрастающее чадо ослабевает с каждым годом, и чем менее оно нам подвластно, тем более нужно молиться о нем, чтобы Господь управил его пути.

Нам, родителям, очень хочется, чтобы дети восприняли все богатство Православия, но, к сожалению, наши усилия, направленные на это, часто оказываются несостоятельными. На самом деле воспитывают не слова, а поступки. Единственный действенный метод воспитания в вере это личный пример родителей. Причем не пример, сведенный к номинальному исполнению предписанного, а пример искренней веры, искренней молитвы, искренней любви к Богу. Дети, видящие, что жизнь родителей естественно пропитана христианством, исполнением заповедей, проще укореняются в вере. Ничто так не отвращает юношество от Церкви, как двойная жизнь родителей, соблюдающих внешние признаки принадлежности к православию, но при этом лгущих, ворующих, блудящих, ругающихся между собой, осуждающих и злословящих окружающих. В этом случае отрицание необходимости духовной жизни — протест против двуличия, царящего в семье, когда родители сами живут по одним законам, допуская нехристианские поступки, а детей заставляют в точности исполнять все предписания. Подчеркнутое неприятие провозглашенных в семье идеалов это не протест против веры, а протест против ее профанации родителями.

 

Азбука воспитания

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели