|
|
Память празднуется 22 июля (ст.ст) — 4 августа (нов.ст.)
В небольшом городе Магдале, на берегу Геннисаретского озера, когда-то родилась и выросла женщина, имя которой навеки вошло в евангельскую историю. |
В Евангелии говорится, что Господь изгнал из Марии семь бесов.
С момента исцеления Мария начала новую жизнь. Она стала верной ученицей Спасителя.
Евангелие повествует, что Мария Магдалина следовала за Господом, когда Он с апостолами проходил по городам и селениям Иудеи и Галилеи с проповедью Царствия Божия.
Вместе с благочестивыми женщинами — Иоанной, женой Хузы (домоправителя Иродова), Сусанной и другими она служила Ему от имений своих (Лк. 8, 1-3) и, несомненно, разделяла с апостолами благовестнические труды, в особенности среди женщин.
Очевидно, ее вместе с другими женщинами имеет в виду евангелист Лука, рассказывая, что в момент шествия Христа на Голгофу, когда после бичевания Он нес на Себе тяжелый Крест, изнемогая под его тяжестью, женщины шли за Ним, плача и рыдая, а Он утешал их.
Евангелие повествует, что Мария Магдалина находилась и на Голгофе в момент распятия Господа. Когда все ученики Спасителя разбежались, она бесстрашно оставалась у Креста вместе с Богородицей и апостолом Иоанном.
Евангелисты перечисляют среди стоявших у Креста еще и мать апостола Иакова Меньшего, и Саломию, и других женщин, следовавших за Господом от самой Галилеи, но все называют первой Марию Магдалину, а апостол Иоанн, кроме Богоматери, упоминает только ее и Марию Клеопову.
Это говорит о том, насколько выделялась она из среды всех женщин, окружавших Спасителя.
Она была верна Ему не только в дни Его славы, но и в момент Его крайнего уничижения и поругания. Она, как повествует евангелист Матфей, присутствовала и при погребении Господа.
На ее глазах Иосиф с Никодимом внесли в гробницу Его бездыханное тело.
На ее же глазах они завалили большим камнем вход в пещеру, куда зашло Солнце жизни…
Верная закону, в котором была воспитана, Мария вместе с другими женщинами пребыла весь последующий день в покое, ибо велик был день той субботы, совпадавший в тот год с праздником пасхи. Но все же пред наступлением дня покоя женщины успели запасти ароматы, чтобы в первый день недели прийти на рассвете к могиле Господа и Учителя и по обычаю иудеев помазать Его тело погребальными ароматами.
Надо полагать, что, сговорившись идти в первый день недели ко Гробу рано утром, святые женщины, не имели возможности встретиться друг с другом в день субботний, и как только забрезжил свет следующего дня, пошли к гробнице не совместно, а каждая из своего дома.
Евангелист Матфей пишет, что женщины пришли ко гробу на рассвете или, как выражается евангелист Марк, весьма рано, при восходе солнца; евангелист Иоанн, как бы дополняя их, говорит, что Мария пришла ко гробу настолько рано, что еще было темно. Видимо, она с нетерпением ждала окончания ночи, но, не дождавшись рассвета, побежала туда, где лежало тело Господа.
Итак, Мария пришла ко гробу одна. Увидев камень отваленным от пещеры, она в страхе поспешила туда, где жили самые близкие апостолы Христа — Петр и Иоанн. Услышав странную весть о том, что Господа унесли из гроба, оба Апостола побежали ко гробу и, увидев пелены и свернутый плат, изумились. Апостолы ушли и никому ничего не сказали, а Мария стояла около входа в мрачную пещеру и плакала. Здесь, в этом темном гробе, еще так недавно бездыханным лежал ее Господь. Желая убедиться, что гроб действительно пуст, она подошла к нему — и здесь сильный свет внезапно осиял ее. Она увидела двух Ангелов в белых одеяниях, сидящих одного у главы, а другого у ног, где было положено тело Иисусово. Услышав вопрос: «Женщина, что ты плачешь?» — она ответила теми же словами, которые только что сказала Апостолам: «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его». Сказав это, она повернулась, и в этот момент увидела Иисуса Воскресшего, стоящего около гроба, но не узнала Его.
Затем, следуя повелению Господа, Мария Магдалина идет и возвещает ученикам Христовым о явлении ей Спасителя, и утешает их скорбь дивными словами: «Христос воскрес!» Вот поэтому, как первая, посланная от Самого Господа, благовестница Христова Воскресения, Мария Магдалина и именуется Церковью — «Равноапостольной».
В этом и заключается светлейшая черта всего дивного служения Марии Магдалины.
В утро Воскресения Христова, она была удостоена видеть воскресшего Господа первая (после Божией Матери) из всех учеников и учениц Его, и первая стала вестницей Его воскресения. Апостолы проповедали Воскресение Христово всему миру, а Мария Магдалина проповедала Воскресение Христово самим апостолам: таким образом, она как бы была апостолом для апостолов!
А затем, вместе с другими мироносицами, она переходила из дома в дом, от одних учеников Христовых к другим, и всем несла отрадное благовестие:
— «Христос воскрес! Воистину воскрес!»
И из этого малого семени — преданной горсточки учеников и учениц Христовых — выросло огромное дерево Христовой Церкви, и по всей земле были пронесены торжественные слова первого благовестия Марии Магдалины: «Христос воскрес! Воистину воскрес!»
Святая равноапостольная мироносица Мария Магдалина самоотверженно исполнила первую и главную заповедь Христа Спасителя — возлюбила Господа всем сердцем своим, всей душою своей, всем разумением своим и всей крепостью своей, и в этом она служит образцом истинной всецелой любви каждого христианина к Богу Спасителю нашему.
После Вознесения Господня, святая Мария Магдалина сперва оставалась с Пресвятой Богородицей и апостолами, помогая им в распространении христианской веры в Иерусалиме, а затем отправилась по другим странам, всюду проповедуя свое благовестие. Посетив, между прочим, Италию, Мария Магдалина изыскала случай явиться к царствовавшему в то время императору Тиверию и поднесла ему яйцо, окрашенное в красный цвет, сказав при этом: «Христос воскрес!»
Император Тиверий не был удивлен бедностью Марииного подношения, т.к. он был знаком с древним восточным обычаем бедных людей подносить в дар разные плоды своей местности или яйца птиц в знак почета, но он удивился неслыханному приветствию. Возбудив любопытство императора, Мария Магдалина начала свою горячую проповедь о воскресении и учении Христа Спасителя. По преданию, Тиверий уверовал во Христа и царским указом пригрозил наказывать всякого, кто осмелился бы оскорблять христиан.
Христиане того времени, узнав о том впечатлении, которое произвело на Тиверия подношение красного яйца со словами «Христос воскрес!», начали подражать Марии Магдалине в этом и, при воспоминании Воскресения Христова, стали дарить красные яйца и говорить: «Христос воскрес!… Воистину воскрес!»…
Мало-по-малу этот обычай распространился повсюду и сделался всеобщим между христианами всего мира, а яйцо стало символом Воскресения Христова и общего воскресения мертвых, и нашего возрождения в жизнь будущую.
Мария Магдалина продолжала свое благовестие в Италии и в самом городе Риме.
Очевидно, именно ее имеет в виду апостол Павел в своем Послании к Римлянам (16, 6), где вместе с прочими подвижниками проповеди евангельской упоминает Марию (Мариам), которая, как он выражается, «много потрудилась для нас». Очевидно, они беззаветно служили Церкви и своими средствами, и своими трудами, подвергаясь опасностям, и разделяла с Апостолами труды проповедничества.
По Церковному же преданию, она пробыла в Риме до прибытия туда апостола Павла и еще два года спустя после отбытия его из Рима после первого суда над ним. Из Рима святая Мария Магдалина уже в преклонном возрасте переселилась в Ефес, где неустанно трудился святой апостол Иоанн, который с ее слов написал 20-ю главу своего Евангелия.
Там закончила святая земную жизнь и была погребена.
Ее святые мощи были в IХ веке перенесены в столицу Византийской империи — Константинополь и положены в храме монастыря во имя святого Лазаря. В эпоху крестовых походов они были перенесены в Италию и положены в Риме под алтарем Латеранского собора. Часть мощей Марии Магдалины находится во Франции близ Марселя, где над ними у подножия крутой горы воздвигнут в честь ее великолепный храм.
Православная Церковь свято чтит память святой Марии Магдалины — женщины, призванной Самим Господом от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу.
Погрязшая когда-то во грехе, она, получив исцеление, бесповоротно начала новую, чистую жизнь и никогда не колебалась на этом пути. Мария была верна Господу не только тогда, когда Он, изгнав из нее семь бесов, окруженный восторженным народом, проходил по городам и селениям Палестины, снискав Себе славу чудотворца, но и тогда, когда все ученики из страха покинули Его и Он, уничиженный и распятый, в муках висел на Кресте. Вот почему Господь, зная ее верность, именно ей первой явился, восстав от гроба, и именно ее сподобил быть первой же проповедницей Своего Воскресения.