Святой великомученик Георгий Победоносец | |
Святой великомученик Георгий жил в 284-305 гг. во времена правления римского императора Диоклетиана. Он был сыном богатых и благородных родителей, исповедовавших христианскую веру. Когда Георгий был еще ребенком, его отца замучили за исповедание Христа. Получивший блестящее образование и отличавшийся крепким телосложением, красотой и мужеством юноша уже в 20 лет стал одним из самых близких к императору людей. Но, почтив Георгия за выдающуюся храбрость званием воеводы, Диоклетиан не знал еще, какой он веры. |
|
Но как же повел себя этот блистательный юноша, когда император задумал истребить всех христиан и при этом заменил практиковавшиеся виды пыток на более лютые, более жестокие муки. — Долго ли тебе, царь, и вам, князья и советники, совершать злые дела и преследовать невинных? Вы заблуждаетесь, поклоняясь идолам. Истинный Бог есть Иисус Христос. Разъяренный царь приказал своим оруженосцам заключить Святого Георгия в темницу, забить его ноги в колоды, а на грудь положить тяжелый камень. Перенеся пытку с Божьей помощью, Георгий ответил царю, когда тот стал убеждать его раскаяться: «Неужели ты думаешь, царь, что страдания отвлекут меня от веры? Скорее ты устанешь мучить меня, нежели я — терпеть мучения». Наблюдавшие за страданиями великомученика царские сановники Анатолий и Протолеон, а также царица Александра увиде ли чудесное спасение и хотели принять христианство. Обоих вельмож за исповедание Христа царь приказал казнить, царицу Александру — запереть во дворце, а святого Георгия засыпать негашеной известью на три дня. На третий день император велел выкопать кости мученика, думая, что он сгорел во рве. Но слуги, разгребавшие известь, нашли Святого Георгия невредимым и привели к царю. — Скажи, Георгий, — начал Диоклетиан, — откуда в тебе такая сила и какими ты пользуешься волшебствами. Я думаю, ты притворяешься христианином, чтобы удивить всех своим волшебством и явить себя великим. Афанасий обещал исполнить желание царя. Утром в суде он показал присутствующим два сосуда и велел: «Приведите сюда осужденного, и он увидит силу наших богов и моих чар. Если безумец выпьет из первого сосуда, — сказал колдун, — то будет во всем покорен царской воле. От второго же питья он умрет.» Святого Георгия после этого вновь заключили в темницу. Сюда к нему стали приходить люди, видевшие его чудеса и обратившиеся к христианству. Золото открывало им тюремные двери, и для приходящих мрачная темница стала светочем Истины, источником Слова Божьего. Многие за исповедание Христа приняли мученическую смерть. Среди них святые мученики Валерий, Донат, Ферин. После этого советники царя просили осудить святого Георгия, говоря, что он привлекает к себе в темницу множество народа и своим колдовством отвращает от языческих богов к Распятому. Тогда Диоклетиан приказал привести святого Георгия в храм Аполлона и в последний раз стал убеждать его принести жертвы идолам. Святой еще раз доказал бессилие языческих богов, и тогда толпа разъяренных язычников набросилась на него, требуя от императора смерти осужденного. Услышав шум и крики, царица Александра, жена Диоклетиана, поспешила в Храм и бросилась к ногам Георгия со словами: «Боже Георгия, помилуй меня, ибо Ты — Бог истинный и всемогущий!» Император, видя свою жену у ног осужденного, с изумлением спросил: «Что с тобой случилось, Александра, и почему ты присоединяешься к волхву и чародею, бесстыдно отрекаясь от наших богов?» Александра ничего не ответила царю и отвернулась от него. Разгневанный Диоклетиан тотчас же произнес смертный приговор обоим. Воины схватили святого Георгия и Александру и повели их за город. Святая Александра еще на пути к месту казни предала свой дух Господу. Георгий, придя на место казни, помолился и с радостью склонил свою голову под меч «Не бойтесь, но веруйте и уповайте на Господа Иисуса Христа: это Он послал меня спасти вас от змея». После этих слов святой убил змея, а жители сожгли чудовище. 3а победу над змеем и за мужество в страдании Святой Георгий стал называться Победоносцем. Святой великомученик Георгий считается покровителем и защитником воинов. На иконах обычно изображается сидящим на белом коне и поражающим змея копьём в пасть. Из «Жития Святых» |
|
Тропарь Георгию Победоносцу | |
Яко пленных свободитель и нищих защититель, / немощствующих врач, Царей поборниче, / победоносче велико мучениче Георгие, / моли Христа Бога / спастися душам нашим. |