Тайна Прощения

 

Почему и зачем христианин должен прощать? С какой целью установлено Прощёное воскресенье? Только ли в подготовке к Посту тут дело? Размышляет клирик Свято-Георгиевской церкви г. Кишиневапротоиерей Виталий Шинкарь.

Прот. Виталий Шинкарь

Прот. Виталий Шинкарь

Человек — существо чувственное, гораздо более сентиментальное, чем духовное. В силу этого Прощеное воскресенье часто превращается в некое истерическое действо, когда прихожане, особенно женщины, устраивают «слезоточения», обмен просьбами простить и «медитации» на тему нашей грешности и недостойности. Мне кажется, что за всем этим стирается очень важный смысл, сокрытый во всей истории Церкви, в Ветхом и Новом Завете.

Смысл этот — не просто в примирении, а в единстве. Ведь наш Бог — Троица. Это совершенный мир и совершенное единство. Прощение или примирение означают не только дружбу и братство друг с другом, а в первую очередь —  пребывание в мире Божьем, то состояние, к которому человек призван. И это — условие вхождения в пост.

Обычно когда мы в проповедях восхищаемся человеком или говорим о том, что человек — это микрокосм, что он больше, чем этот мир, то мы забываем, что отцы Церкви говорили, что человек — это больше, чем микрокосм. Самое главное для отцов не то, что человек — не просто разумное или общественное животное, а то, что это существо, достигающее состояния, которое мы называем обожением. Человек — тот, кто должен перейти дальше от этого мира, стать богом, обожиться. Это тварь, которая имеет от Бога заповедь и повеление стать самой богом. В этом призвание человека.

Великий пост — следование к Пасхе, как к главной цели человеческого бытия. По сути именно Пасха является для человека содержанием его христианской жизни. Переход от внутреннего скотского положения к человеческому. От простого человека — к богоподобию.

Именно поэтому очень важно понимать, что наше примирение — это не просто условие вхождения в пост, а в первую очередь — условие нашего подобия Богу. Что мир, который человек хранит в сердце, мир по образу Святой Троицы, по образу Христову — он и рождает нас как человеков. И это единственное условие нашего обожения.

Величие человека именно в том, что он не простое творение, а имеет образ самого Творца, близок по природе к Нему. Иными словами, как замечательно говорили отцы, человек велик не потому, что у него есть какие-то особые свойства, а потому, что у него есть великое назначение.

Мы предназначены превысить свой уровень простого творения. И поэтому тайна примирения заключается не просто в чувственной победе над внутренними войнами и раздорами, а в том, что мы должны вглядеться в образ Святой Троицы и быть примиренными с Богом по образу самого Христа. Это единственный путь нашего следования той заповеди, ради которой мы созданы и призваны в мир.

Весь Великий пост должен проходить для человека именно в этом ключе. Это очень важно. Неслучайно в конце всех подготовительных недель Церковь выбирает день, который называет Прощеным Воскресеньем. В этот день мы не просто прощаем друг друга, но и наполняемся радостью о прощении, дарованном нам Богом. Не за какие-то заслуги или особые качества, а потому, что Господь любит нас. Условие прощения — это образ любви, совершенной любви в лике Святой Троицы.

О Троице у нас говорится очень мало слов. Это одна из сложнейших тем богословия и нашей христианской жизни. Но эта тема очень важна. Если мы выносим ее за скобки, условно заменяя словом Бог, то мы тогда ничем не отличаемся в своем поклонении Богу от адептов прочих религиозных систем. Есть удивительная тайна, открытая нам Христом и во Христе: о том, что Бог — это Троица. Это совершенное пребывание в единстве трех Лиц, это единая природа, находящаяся в ипостасной любви.

Это откровение фактически раскрывает нам тайну нас самих. Устройство Бога открывает мне самого меня — я ведь создан по образу, данному нам в совершенстве. Христос — живой образ Бога. А я — образ этого Образа. Вглядываясь в Него и в Святую Троицу — только так я могу понять Ее устройство. И первое, что я вижу в Боге, одно из Его первейших качеств — это неотъемлемый мир. Неподвижный, но в то же время очень динамичный, находящийся в постоянной любви. А условие любви — это условие примирения, когда разделения не существует.

Наверное, об этом стоит особо сказать в день Прощеного воскресенья. Чтобы мы были укорены не в рассуждениях о себе, а видели себя, вглядываясь в образ Христа и Святой Троицы. Чтобы мы хранили этот мир, чтобы у нас не было войны с Богом. И тогда нам может раскрыться очень важная тайна нас самих.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели