ПЬЯНСТВО |
(Священное Писание, Иоанн Златоуст, Иоанн Кронштадтский о недуге пьянства)
У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином. (Притчи 23, 29-30) Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют. (1 Кор.6,10) О воздержании от пьянства (ИОАНН ЗЛАТОУСТ «Беседы на разные случаи т.1, с.32-33) Будем воздерживаться от пьянства, но не говорю: будем воздерживаться вина, но будем воздерживаться от пьянства. Не от вина происходит пьянство, ибо вино есть создание Божие, а создание Божие не причиняет ничего худого, — но порочная воля производит пьянство. А что можно упиваться и иначе, не одним вином, послушай, что говорит Павел: не упивайтеся вином, — выражая, что можно упиваться и иначе, — не упивайтеся вином, в нем же есть блуд (Ефес. 5, 18). Удивительным образом в коротких словах выразил он все осуждение пьянству. Что значит не упивайтеся, вином, в нем же есть блуд? Блудными мы называем тех молодых людей, которые, получив отцовское наследство, тратят все вдруг, не рассуждая, кому что дать, и когда дать, но без разбора, и одежды, и золото, и серебро, и все отцовское богатство издерживают на блудниц и развратников. Таково пьянство, овладевая умом пьянствующих, как бы распутным юношею, и пленив их рассудок, оно заставляет их исстрачивать весь запас мыслей неосмотрительно и без всякой осторожности. Пьяный не знает, что нужно говорить и о чем молчать, но постоянно открыт рот его; нет ни затвора, ни дверей на устах его; пьяный не умеет располагать речей своих с благоразумием, не умеет распоряжаться богатством мыслей, не умеет одно приберечь, а другое издержать, но все тратит и извергает. Пьянство есть добровольное неистовство, извращение мыслей; пьянство есть несчастье, достойное смеха, болезнь, достойная осмеяния, произвольное беснование; оно хуже умопомешательства. Хочешь ли знать, как пьяный бывает хуже и бесноватого? Бесноватого все мы жалеем, а этого отвращаемся; тому сострадаем, а на этого гневаемся и негодуем. Почему? Потому, что у того болезнь от несчастья, а у этого от беспечности, у того от злоумышления врагов, а у этого от дурного настроения мыслей: но терпит пьяный то же самое, что бесноватый: так же кружится, так же приходит в исступление, так же падает, так же извращает глазные зрачки, так же трясется, лежа на земле, испускает из рта пену, изливает нечистую слюну и уста его наполняются невыносимым зловонием. Такой человек неприятен для друзей, смешон для врагов, презирается слугами, отвратителен для жены, — несносен для всех, противне самых бессловесных. Бессловесные животные пьют дотоле, пока чувствуют жажду, и ограничивают пожелание потребностью, а этот, по невоздержанно своему, простирает пожелание далее потребности и становится безрассуднее бессловесных… Пьяный жалок более мертвого. Тот лежит без чувств и не делает ни добра, ни зла; а этот способен делать зло и, заключив душу в своем теле, как в гробе, носит помертвевшее тело. Видишь ли, как он жалок более бесноватого, как бесчувственнее мертвых? Хочешь ли, я скажу еще важнейшее и ужаснейшее всего этого? Пьянствующий человек не может войти в Царство Небесное. Кто это говорит? Блаженный Павел: ни лихоимцы, говорит он, ни пьяницы, ни досадители, ни хищницы Царствия Божия не наследят (1Кор.6,10).Что может быть несчастное пьяницы, когда за малое удовольствие лишается наслаждения таким царством? Лучше сказать, даже удовольствия не может получить пьянствующий: потому что удовольствие в умеренности, а в неумеренности—бесчувственность. Кто не чувствует, где сидит или лежит, тот как может чувствовать удовольство от питья? Кто не может видеть самого солнца от густого облака опьянения, тот как может наслаждаться радостью?
Пробудитесь, пьяницы! (Св.прав. ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ. Проповедь) Нам пастырям словесного стада, что делать, братия, что говорить к народу? Пьянство крайне одолело им. Пройти нельзя шагу, чтобы не встретиться с пьяным, во всякое время — в праздник и будень утром, днем и вечером, и даже ночью. — Что нам сделать? Что говорить? Мысленный вол, диавол губит христиан жадностью к питью вина и нагло расхищает наследие Христово. Братия! от лица Господа нашего Иисуса Христа, пострадавшего за нас на кресте, умоляю вас, — перестаньте пьянствовать. Что с вами сталось? Бога вы забыли? Господа своего Иисуса Христа, грядущего со славою судити живым и мертвым, позабыли? Креста Господня совсем на вас нет. Не крещеный вы народ? Не говорят ли вам пастыри словом Божиим, что пьяницы Царствия Божия не наследят (Кор. 6, 10), и что они непременно пойдут в огонь вечный, если не исправятся от своего пьянства? — Не сподобляетесь ли вы причастия Святых, Пречистых, небесных, безсмертных, животворящих и страшных Христовых Тайн во оставление грехов, во освящение души и тела и исправление вашего жития и утверждения! И после этого вы осмеливаетесь так прогневлять своего Спасителя? Так неудержимо предаваться невоздержанию? Топчите в грязи пречистыя и животворящия Тайны, на которыя со страхом и трепетом смотрят силы небесныя! — Смеетесь, страшно сказать, над страданиями своего Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Коего трепещут небо и земля и все что на них! Смеетесь над таинством покаяния, над отпущением грехов, которое стоило нашему сладчайшему Спасителю таких ужасных крестных страданий и смерти поносной? — Братья-христиане! пожалейте себя, умоляю вас, перестаньте пьянствовать. Живите, как христиане, призванные к небесному царствию, в которое не может внити ничто скверное или нечистое, Трезвитесь, бодрствуйте, стойте в вере, мужайтесь, утверждайтесь. Распинайте плоть свою со страстями и похотями. Знайте — громогласно повторяю вам — скоро паки приидет Господь Иисус Христос судити живым и мертвым: приидет предать пьяниц и всех нераскаянных грешников муке вечной, огню неугасаемому, а постников и воздержников и всех распявших плоть свою сострастями и похотями, ради Его пробудивших суровую жизнь в земле, всех живущих по заповедям Его, — взять в царство небесное. По грехам нашим и мир Божий вооружился в месть Божиим врагам. За то, что в головах наших бродят туманы грехов и страстей, — за то, что сердца наши отяжелели объедением и пьянством и заботами житейскими (Лук.21,З). Вот, и в природе сколько неблагоприятных явлений ныне замечается: то засуха, то дожди безвременные. В этом я вижу стон и слезы природы о всевозможных наших неправдах. О, плачь небо! плачь земля! Творец гневается — сильно гневается на нас; а мы этого не хотим видеть; не хотим понять, почувствовать. Братия! доколе мы будем раздражать Господа? Неужели мы сильнее Его? — Умоляю вас, братия, бросьте пьянство! Всех прошу: вразумляйте, просите умоляйте друг друга не предаваться пьянству! Угрожайте пьяницам судом Божиим здесь и на том свете. Стыдите их, удерживайте их от пьянства, и Господь вас благословит здравием и миром и в делах ваших благоспешением. Аминь. * * * (Св.прав.И.КРОНШТАДТСКИЙ. Христианская философия. c.42) Неумеренное и не во время употребляемое вино делает душу бессильною в борьбе с внутренними искушениями; душа бывает легко подвержена возмущению, страху бесовскому – там, где нет страха; стыдится, где нет стыда. |