Одно слова на двоих

Одно слово на двоих

Женщины более восприимчивы к вере. Женщиной был составлен первый благодарственный гимн Богу. Женщины первые благовествовали о Воскресении Христовом. В чем еще их преимущество перед мужчинами, напоминает иеромонах Иов (Гумеров)

 

— Отец Иов, на ваш взгляд, существует ли в Церкви проблема женщин?
– Вопрос о равенстве мужчин и женщин родился в XIX веке, в условиях быстрой ломки традиционных форм жизни как вопрос о политических и социальных правах. Сначала речь шла об избирательных правах. Потом это коснулось профессиональных занятий, которые в традиционных обществах были связаны с деятельностью мужчин. Парадокс в том, что все это удвоило жизненную тяжесть женщин. Они получили возможность трудиться наравне с мужчинами, но на их плечах остался и домашний труд. Может, это имел в виду Шарль Талейран, когда сказал: «Женщины, говоря отвлеченно, имеют равные с нами права, но в их интересах не пользоваться этими правами».
Во второй половине XX века идеи эти не обошли стороной и Церковь. Не потому, что Церковь не замечала этих вопросов, а потому, что к церковному организму стали применять мирские социально-политические критерии. Люди нецерковные или церковные формально, но не по духу не понимают ни природы духовной жизни, ни конечных целей человеческого бытия. Мужчина и женщина по своим природным и душевным особенностям, с одной стороны, противоположны, а с другой – дополняют друг друга, составляя единство. С этим Божественным замыслом связан и способ их сотворения. Это нашло выражение и в древнееврейском языке: «иш» – мужчина, «иша» – женщина. Как видим, одно слово, а не два. Будучи равными перед Богом и имея одинаковое человеческое достоинство, они вместе с тем выполняют различное предназначение на земле. Цель у них едина – спасение в Царстве Небесном. Поэтому святой апостол Павел пишет: «…нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3, 28).
Если смысл и цель человечества – спасение в Царстве Небесном, то соответственно этому нужно определять критерии при обсуждении вопроса о равенстве женщин и мужчин. Есть ли какое-то здесь неравенство? Нет. Напротив, мы стоим перед одним изумительным фактом. Величайшее событие в жизни всего человечества, событие, без которого не было бы нашего спасения, – Боговоплощение совершилось через Пресвятую Деву Марию. Через Нее еще более возвысилось святое материнство. Разве какая-нибудь парламентская или партийная деятельность или прочие социальные и профессиональные занятия, где женщины хотят быть равными мужчинам, могут сравниться с этим особым назначением женщины. Ведь именно через нее Бог Творец дает новую жизнь. Библия отождествляет женщину с жизнью. Вспомним, что сказано о первой женщине: «И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих» (Быт. 3, 20). Хочется заметить: имя Адама по общепринятой этимологии означает перстный, а Евы (еврейское Хавва) – жизнь. Хотя с грехопадением в мир вошла смерть, но именно через женщину побеждается в каждом поколении смерть, через нее обеспечивается непрерывность человеческого рода. Трагедия нашего времени в том, что это великое преимущество женщин, которого не знают мужчины, во многом утрачено. Сейчас мы видим стремительное разрушение материнства. Четыре миллиона женщин в нашей стране ежегодно убивают своих детей, делая аборты – часто из-за бытовых, жилищных проблем. Было ли когда-нибудь в прошлом такое притупление совести, когда одному человеку давалось абсолютное право убивать другого, чтобы решать свои материальные проблемы? Разве нет здесь связи с тем уравнительным движением, которое с каждым десятилетием все больше набирает силу? Разве защитники абортов не говорят: «Женщина имеет право»?

 

— В связи с библейским взглядом на женщину хочется спросить, почему Иисус Христос апостолами избрал только мужчин?
– Число апостолов связано с числом двенадцати патриархов – родоначальников двенадцати колен Израиля. Патриархи дали начало историческому Израилю, а апостолы – начало Новому Израилю, духовному. Также число семьдесят имеет предустановление в Ветхом Завете: «И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины и надзиратели его, и возьми их к скинии собрания, чтоб они стали там с тобою» (Числ. 11, 16). При этом надо помнить, что и тем, кто не входил в круг избранных Спасителем мира апостолов, дана была возможность совершить апостольский труд. Так, святая Мария Магдалина вошла в историю Церкви как равноапостольная, то есть равная апостолам. Надо решительно сказать, что апостольство – это не почетная привилегия, а особый крест и великая ответственность. Один из двенадцати не выдержал испытания и отпал.
История Воскресения Иисуса Христа открывает трогательную преданность жен-мироносиц. Ведь они первыми сподобились величайшей чести – увидеть воскресшего Господа. И именно к ним первым обращено то великое слово, которое составляет духовный нерв всего Евангелия – радуйтесь! Ведь христианство – это религия любви и радости. Если жены-мироносицы по своей физической немощи не могли делать что-то, что делали другие ученики, зато своей преданностью, любовью к Спасителю они заслужили большего – первые удостоились чести увидеть Его после Воскресения. Они рассказали о величайшем чуде другим ученикам. Жены-мироносицы для самих апостолов стали первыми апостолами, потому что апостол – это тот, кто благовествует о Воскресении Христовом. Известно высокое значение женщин в деле распространения христианства. Святые мученицы поражали современников не одной глубокой верой, но и самым возвышенным целомудрием.
Хочется обратить внимание еще на один отрадный факт, который открывается при внимательном чтении святого Евангелия. Ни одна женщина не участвовала в гонениях на нашего Спасителя при Его земной жизни. Сколько ненависти, хулы, клеветы, злобных преследований было против Господа нашего Иисуса Христа. Все это привело нашего Спасителя на Голгофу. Но ни в одном из этих эпизодов не участвует женщина. Ни одна женщина ни разу не похулила Иисуса Христа.
Фарисеи и книжники, знавшие каждую букву Писания, не признавали Иисуса Мессией, а простая женщина-самарянка уверовала в Него как во Христа и проповедала это всем жителям города Сихарь. Разве это не высокая честь, не показатель того, что Евангелие ставит очень высоко женщину.

— Но ведь в Новом Завете есть слова: «женщина в Церкви да молчит».
– Это место из Послания святого апостола Павла почти всегда приводят неточно. Если мы прочтем текст и рассмотрим контекст этого стиха, то придем к выводу, что святой апостол не устанавливает здесь общее правило, а говорит о коринфских женщинах. «Жены ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить…» (1 Кор. 14, 34). Из предшествующих слов можно понять, что в собраниях коринфян были нестроения. А то, что женщина может говорить в Церкви, подтверждают другие места в этом же Послании святого апостола Павла: «…И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову…» (1 Кор. 11, 5). Пророчествовать в апостольский век означало учить.
Сам святой апостол поясняет: «…А кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение» (1 Кор. 14, 3). У святого апостола Филиппа сказано в книге Деяний святых Апостолов: «…были четыре дочери девицы, пророчествующие» (Деян. 21, 9). Где они могли пророчествовать? Разумеется не дома, а в церковном собрании. Еще пример. Уже в первом веке в Церкви были диаконисы. В Послании к Римлянам апостол Павел упоминает диаконису Фиву. Они наставляли путем бесед женщин, которые готовились к крещению, уча их, и помогали епископу при крещении. Значит, они не могли молчать в Церкви.

— Есть ли какая-нибудь разница в назначении женщины в ветхозаветной религии и в христианстве?
– Согласно библейскому учению женщина завершает себя, становясь женой и матерью. В Новом Завете открывается еще одна высокая возможность для реализации себя. Она может достичь совершенства через девство. Это – новая духовная грань. На этом пути открывается возможность наиболее полного соединения с Богом, что и является целью человеческого бытия.
Господь Творец наделил женскую душу способностью быть более, чем мужская душа, расположенной к вере. Ева первая произнесла слово «Бог». Первый благодарственный гимн Богу составила женщина – сестра пророка Моисея Мариам. «И воспела Мариамь пред ними: пойте Господу; ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море» (Исх. 15, 21). Жены-мироносицы идут ночью ко гробу Учителя, побеждая страх не только любовью, но и верой. В решительные минуты осуждения Спасителя мира на мучительнейшую казнь приходит сочувствие и попытка помощи именно от женщины-язычницы, жены Пилата. Преп. Макарию Великому после многих лет монашеских подвигов было открыто: «Макарий! Ты не достиг еще в меру двух женщин, которые живут в таком-то городе».
В наше время среди женщин значительно больше верующих, чем среди мужчин. В этом легко убедиться, если прийти на службу в любой храм. Если бы мы задумались об этой стороне женской души, мы бы поняли, насколько чужда церковному сознанию женская проблема. Ведь вера есть самый драгоценный дар от Бога. И если женщина более восприимчива к нему, то о каком неравенстве может идти речь?

 

— Хорошо, на богословском уровне женщина ни в коем случае не стоит ниже мужчин. А на практике, в церковном быту, так сказать?
– Отвечу примером. У меня в монастыре одно из послушаний – отвечать на приходящие письма. Однажды пришло письмо от девушки, которую выставили из церкви из-за того, что она была одета как-то неподобающе. И вот она пишет письмо с болью: женщина в Православии унижена, потому что на Афон не пускают, в алтарь нельзя, за одеждой следят. Мне захотелось как-то ее утешить. После некоторых размышлений я пришел к выводу, что эти примеры «униженности» совершенно абстрактные. Святая гора Афон – это место подвигов монахов. Принятый там устав имеет одну только цель – создать необходимые условия для подвижнической жизни. Раньше были женские монастыри, куда не было доступа мужчинам. Можно ли на этом основании говорить о их дискриминации?

— А что говорит богословие о женском предназначении? В каком смысле женщина создана как помощник мужчине?
– Если мы внимательно вчитаемся в текст книги Бытия, то увидим, что речь идет о том, что человек не создан для одиночества. Человек задуман как существо общественное. Приведу это место: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2, 18). Как видим, говорится не о помощнике мужчине, а о жизненном союзе. Закончу нашу беседу словами блаженного Августина: «Если бы Бог назначил женщину быть госпожой мужчины, он сотворил бы ее из головы, если бы рабой, то сотворил бы из ноги; но так как он назначил ей быть подругой и равной мужчине, то сотворил из ребра».

 

Справка

Иеромонах Иов (Гумеров) —выпускник философского факультета МГУ, насельник Сретенского монастыря, преподаватель Священной истории Ветхого Завета московской Сретенской семинарии, ведущий рубрики «Вопросы священнику» на сайте «Православие.Ru», автор серии книг «Вопросы священнику».

http://www.nsad.ru/index.php?issue=36

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели