священник Кирилл Ёлкин
Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт.
I) Введение.
II) Евангельские жены и анализ их служения.
1. Елизавета – первая, кому открыто пришествие в мир Господа.
2. Анна-пророчица – первая, возвестившая миру о пришествии Господа.
3. Самарянка – первая, исповедовавшая Мессию.
4. Хананеянка – первая, познавшая терпение и смирение.
5. Кровоточивая женщина – первая, познавшая дерзновение веры.
6. Грешница в доме Симона-фарисея – помазание на царство.
7. Грешница в доме Симона-прокаженного и Мария, сестра Лазаря – помазание на смерть.
8. Марфа и Мария – два вида служения.
9. Жены-мироносицы – первые, узнавшие о Воскресении.
10. Другие жены:
– теща Симона-Петра,
– дочь Иаира,
– вдова Наинская,
– женщина, 18 лет сгорбленная,
– бедная вдова,
– женщина, взятая в прелюбодеянии.
III) Отрицательные женские образы.
IV) Заключение.
I.
Читая Евангелие, мы видим, что на всем пути земной жизни и служения Господа нашего Иисуса Христа Ему сопутствуют женщины. Среди них есть и еврейские праведницы, и грешные язычницы, но всех их объединяет одно: каждая из них в той или иной мере послужила Христу и Его прославлению. Одни свидетельствуют о Мессии (Елизавета, Анна-пророчица, Самарянка), другие являют образец глубокой веры (Хананеянка, и кровоточивая), третьи воздают Ему почести, помазывая на служение и на смерть, четвертые же получают исцеления, укрепляя тем самым веру окружающих.
Женщины гораздо быстрее мужчин воспринимают учение Господа, в сердцах женщин вера насаждается легче и укрепляется быстрее, даже язычницы исповедуют Господа Иисуса как Мессию, в то время как ученики еще не крепки в вере. Образами женщин в Евангелии раскрывается преимущество Нового завета перед Ветхим, и сила веры, и нескончаемая милость Божия, и смысл истинного следования за Христом.
II.
Первая женщина, встречающаяся нам при изучении Евангельской истории, – Елизавета, мать Иоанна Крестителя, первая из людей узнавшая о пришедшем Господе, находившемся тогда еще во утробе Пресвятой Девы. «И воскликнула громким голосом и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева твоего!» (Лк. 1.42). В старости в бесплодной утробе зачала Елизавета, чтобы послужить Господу еще до Рождества Его. «В омертвелой утробе Господь наш уготовил вестника Себе, дабы показать, что Он пришел взыскать умершего Адама. Прежде оживотворил утробу Елизаветы, потом Своим телом оживотворил Адама», говорит – Св. Ефрем Сирин (1, сс.30-31). И великую милость сию снискала Елизавета праведностью пред Богом, но не перед людьми только. Люди считали, что немилость Божия на ней (ср. Втор. 28.18), но какую милость проявил Господь, уподобив ее Саре и дав ей родить последнего величайшего пророка в истории!
Другим человеком, засвидетельствовавшим пришедшего Мессию, также была женщина. В лице праведного Симона Богоприимца и Анны пророчицы явил Себя Господь Израилю, и славила Анна Господня, и «говорила о Нем всем, ожидающим избавления в Иерусалиме» (Лк. 3.38). Хотя и понимала она избавление, прежде всего как политическое (2, с. 142), но все же была первой, возвестившей миру о пришедшем Христе.
А кто же первый исповедовал Иисуса как Мессию? впервые открыто объявил Христос о Своем мессианстве женщине, и не просто женщине, а самарянке, грешнице имевшей в прошлом пять мужей и жившей с тем, который не муж ей (Ин. 4.18). «Перед злобствующими иудеями Иисус Христос так открыто не говорил о Себе, как перед этой незлобливой женщиной», – говорит Григорий Дьяченко в беседе на неделю о Самаряныне (3, с.45). Но не только по незлобивости своей удостоилась Самарянка этой великой милости: огромна ее жажда истины и любовь к религиозному размышлению. И еще потому сказал Иисус о Себе, что Он Христос, что «жена была: благонамереннее иудеев», поясняет святой Иоанн Златоуст. «Жена что говорила, говорила от искреннего сердца, с истинным намерением,… да и во всем видны усердие и вера жены» (4, с.215). Явление же Христа Себя одной из женщин, про которых иудеи говорили: «Лучше сжечь слова Закона, чем вверять их женщине» (5,с.221), как нельзя лучше иллюстрирует слова Спасителя: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9.13). И многие самаряне уверовали в него по слову той женщины.
Сердцу самарянки не потребовалось даже чудес, чтобы уверовать. Одной беседы с Господом хватило для того, чтобы зажглась в ее сердце искра Божия. И, несомненно, беседа у колодца Иаковлева и двухдневное пребывание Христа в Сирахе послужило тому, что самаряне в последствии так легко обратились в христианство (Деян. 8.5-4 и след.).
Но еще больше поражает та вера с которой приступила ко Христу язычница-ханенеянка. Увидев Спасителя, она кричала Ему: «Помилуй меня Господи, Сын Давидов! Дочь моя жестоко беснуется» (Мф. 25.22). Великая скорбь матери видна в этих словах, и помиловать просит хананеянка себя, ибо она страдает от болезни дочери. Но Спаситель не отвечает ей, а затем и вовсе отказывает в просьбе: Он несет хлеб детям Господним, и не берут хлеб у детей, чтобы бросить псам. Но не оскорбляет женщину унизительное сравнение с псами; еще боле она, укрепившись от того, что Он заговаривает с ней, она произносит: «так Господи, но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Мф. 25.27). И Христос воскликнул: «О женщина! Великая вера твоя» (Мф. 25.28). До сих пор Господь отказывал ей в малейшем даре, теперь же открывает перед ней всю сокровищницу Свою, разрешая брать ей сколько хочет. «Да будет тебе по слову твоему» (Мф. 25.28), – добавляет Христос, и это означает, что и на большее способна столь сильная вера, но будет так. И это действие архидьякон Михаил сравнивает по силе с творением неба: да будет небо и – бысть (6, с. 285).
Во всей Иудее не нашел Иисус такой веры, а язычница, которая и не слышала толком о Боге, проявляет такую силу веры, Являясь прекрасным примером того, что «Царствие Небесное силою берется» (Мф. 11.12) и еще более подчеркивается сила веры тем, что Господь одним словом, заочно исцеляет бесноватую: да будет тебе по желанию.
Другим примером действия веры служит женщина, страдавшая кровотечением. По иудейскому закону, кровоточивая считалась не чистой, и как велика была вера женщины, страдавшей этим недугом в течение двенадцати лет и не могущей исцелиться, что в толпе она подошла к Иисусу и коснулась края одежды Его, зная, что каждое прикосновение делает нечистым до вечера того, к которому она прикоснулась (Лв. 25.27), а скольких она коснулась пробираясь в толпе! И, если она и не открывала свой позорный недуг сначала, то лишь из боязни Закона. Но прикосновение ко Христу отчистило ее, а не осквернило Его.
И спросил Христос: кто прикоснулся ко Мне, – дабы она сама засвидетельствовала о полученном исцелении, дабы не разуверилась она в Господе, дабы по слову Св. Ефрема Сирина, «из вопроса его поняла, что Он есть испытатель всяческих» (1, с.107). «И не указал насильно народу на нее, ибо хотел научить дерзновенности веры,…дабы открылось, что недостойная вера сделалась бедной, т.к. не похищала, и не стыдом покрывалась, ибо не брала насильно» (1, с.107).
И в страхе и трепете подошла к Нему и пала перед Ним; и услышала она: «Дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя» (Мф. 9.22).
Но если так сильна вера больной телом, то какова же вера больной душой? Вот женщина, бывшая грешницей (а из аналогии с Ин. 8.7, можно сказать —блудницей), также дерзновенно заходит в дом Симона-фарисея, где находится Тот, Кто, как она слышала, прощает грехи. Но придя, грешница ничего не просит – она недостойна прощения, она пришла ишь посмотреть на Него.
Привыкшая к унижениям и оскорблениям, она не смеет заговорить с Ним и лишь, смиренно разместившись у ног Его, слушает. Но по мере того, как Он говорит, женщина все больше понимает, какую греховную жизнь она вела, какие большие грехи тяготеют на ней. И с этим пониманием приходит вера. И начинают слезы литься из глаз ее, падая на ноги Христа, а она отирает их своими волосами. Видя же, что Господь не противиться, осмелев, она уже целует ноги Его и мажет их драгоценным миром.
Но по мере того, как разогревается вера грешницы, вера фарисея постепенно затухает. И вот он уже думает: нет, сей Человек даже не пророк, ибо если бы знал Он, кто прикасается к нему, то вознегодовал бы и прогнал ее, как сделал бы я. Фарисейство Симона настолько сильно, что он даже не понимает смысла причти, рассказанной Ему Христом. И тогда Господь открыто противопоставляет грешницу фарисею. Ведь Симон не оказал Ему даже общепринятых знаков гостеприимства (ср. Быт. 15.4; Быт. 33.4; Руф. 3.3; Пс. 22.5), а сия грешница исполнила правила встречи гостя во много раз лучше. И грешнице говорит: «Прощаются тебе грехи… вера твоя спасла тебя», и отпускает ее: «Иди с миром» (Лк. 7.48-50). Да она уже исполнила то, что должна была, – она уже помазала Мессию. «Если Христос родился в яслях, а главное само откровение о Своем мессианском достоинстве сделал бедной и греховной самарянке, то неудивительно, что и помазание Его было совершено не первосвященником в торжественной обстановке храма, а при самых простых обстоятельствах» (5, с. 281). И, исполнив, она «пошла с миром, именно с тем миром, который дается Христом и не может быть дан миром», – говорит один из исследователей Евангельской истории (7, с. 171).
Необходимо отметить, что западное предание отождествляет эту женщину с Марией Магдалиной, из которой Иисус изгнал семь бесов (Лк. 8.2), опираясь на то, что число «семь» означает полноту, и по иудейским представлениям, именно семь бесов должны обитать в блуднице. Однако, православная Церковь не поддерживает этого мнения.
Заметим также, что православие отличает это помазание от последующих, тогда как относительно Мф. 24, 6-13; Мк. 14, 3-9; Ин. 12, 1-8 существуют различные мнения. Так, св. Иоанн Златоуст, блаж. Феофилакт, свт. Феофан Затворник говорят о трех помазаньях, причем Феофилакт и арх. Михаил говорят даже о том, что первое и третье помазания были совершены одной женщиной, в одном доме (отождествляя Симона-фарисея и Симона-прокаженного), тогда как св. Ефрем Сирин и св. Иннокентий Херсонский, считают, что помазаний все-таки было два.
Если Лопухин в «Толковой Библии» указывает на то что Христос не мог быть помазан дважды при схожих обстоятельствах (8, сс. 397-399), то архиепископ Аверкий в «Четвероевангелии» пишет: «нет ничего невероятного, что Господь дважды помазан миром: Мария сделала это из чувства глубокой благодарности за воскрешение брата, а жена-грешница – в знак своего покаяния, чувства более бескорыстного, почему ей и обещана была великая награда (9, с. 226).
Но как бы то ни было, женщина приготовила Господа к погребению, и «где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее, и о том, что она сделала» (Мк. 14. 8-9).
«Что смущаете женщину?» – спросил Иисус учеников. Спросил для того, чтобы мы учились принимать, одобрять и помогать делающему доброе дело. Изъясняя эти слова, Златоуст говорит: «…если и ты увидишь, что кто-нибудь сделает и принесет священные сосуды, или заботится об украшении церковном, как то об украшении стен и пола: то не поваляй продавать или истреблять то что сделано, дабы не ослабить его усердия» (цит. по 10, с. 657).
Принимающие мнение о том, что было все-таки два помазания, говорят, что грешница помазала Христа в Великую Среду (о чем вспоминается в службе дня), а Мария – за шесть дней до входа в Иерусалим, в доме воскресшего Лазаря, Марфы и Марии.
Можно достаточно уверено говорить о том, что Господь неоднократно посещал уже этот дом – и по крайней мере одно из посещений описано в Лк. 10. 38-42. Евангелист Лука, описывая сестер, делает упор на различие их служения. Марфа, желая послужить Господу, суетилась, стараясь приготовить для Него насколько можно лучшее угощение, Мария же сев у ног Учителя, внимательно слушала Его. Но ни Марфу, ни Марию нельзя осуждать за их действия. И Господь не осуждает, а лишь говорит Марфе: «…Ты заботишься и суетишься о многом, а лишь одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» (Лк. 10, 41-42). Под «одним» понимают разное: так Феофилакт понимает какое-либо одно кушанье, архиепископ Аверкий и А. П. Лопухин – то единственное учение, которое, проникнув в сердце, уже не отнимается от него.
Но Марфа не осуждается, так как она проявила преданность Господу и служит для нас образцом добродетели страннолюбия. И принимающим странников скажет господь на Страшном Суде: был я странником, и вы приняли Меня, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25, 34-35).
Мария же показывает, что дело спасения – важнейшее из всех дел, и только если мирские попечения будут занимать у нас второстепенное место, мы можем достичь вечного блаженства.
Марфу и Марию священное Предание указывает и среди жен-мироносиц. И хотя в Евангелии называется только Мария Магдалина, «Другая Мария» (или Мария Иаковлева), Соломия, мать «сынов Заведеевых», и Иоанна – жена Хузы, домоправителя Иродова, Предание говорит и о сестрах Лазаря, и о Марии Клеоповой, и о Сусанне. Евангелист Лука говорит, что среди жен мироносиц были те женщины, про которых Лука говорит, что среди мироносиц были и многие другие (Лк. 24. 10). Вероятнее всего, это были те женщины, про которых Лука говорит еще в 7, 3, – «служившие Ему имением своим».
Послуживши Христу в земной жизни Его, женщины пришли ко гробу, несмотря на препятствия и опасности, которые могли бы грозить им со стороны стражи, показав тем самым, какую любовь должны мы питать к Господу.
Небольшую проблему в рассмотрении данного периода евангельской истории представляет различие в изложении событий периода мироносиц явления Господа у всех четырех евангелистов. Однако, Иоанн Златоуст говорит, что «так устроил Всесвятый Дух, чтобы с одной стороны, ничего из тогдашних событий не было предано забвению, а с другой чтобы устранить всякий повод к разногласиям, благодаря тому, что каждый рассказывает об особом событии» (11, с.802), а свт. Феофан хорошо излагает последовательность тех событий (12, сс. 271-272; 275-278).
Итак, сначала жены тайно следуют за Иосифом и Никодимом к месту погребения, затем готовят масла и масти и остаются в покое в субботу, по заповеди Закона. Вечером же субботы Мария Магдалина приходит ко гробу, дабы удостовериться, что все в порядке и убедившись в этом, идут покупать благовония, встретив по пути Соломию. В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу и видит, что камень отвален. Она сообщает об этом печальном событии Петру и Иоанну, а когда они удостоверившись, что тела нет во гробе, уходят, Господь первый раз является ей. Но как только Мария Магдалина побежала сказать учеником, что Христос воскрес, приходят ко гробу Иоанна и другие жены и видят Ангела, говорящего: «Он воскрес», – после чего они возвестили сие одиннадцати прочим. В тот же день Мария Иаковлева, Соломия и, может быть, другие пришли также ко гробу и увидели юношу; сказавшего: не ужасайтесь. Иисуса ищите Назарянина распятого: Он воскрес. Когда же жены шли возвестить ученикам о сем, Иисус явился и им, сказав: радуйтесь!
И по сей день радуется каждый, верующий в Воскресение Господа нашего Иисуса Христа.
Помимо этих жен, о которых Евангелисты рассказывают подробно, были и другие женщины, о которых нам мало известно, кроме того, что Господь явил в них Божественную милость Свою. Такова и теща Симона-Петра, страдавшая горячкой, и исцеленная и служившая Господу при столе, показав, что самые телесные болезни, почти не разлучные спутники нашей жизни, могут быть спасительным врачевством для душ наших, если мы, по примеру сей исцеленной, возвращенное нам здоровье и силы не будем изживать на суету, но употреблять на истинное служение Господу нашему делами благочестия и чистой любви к ближнему» (13, с. 417), и послужившая толчком к тому, что «приносили к нему всех больных и бесноватых. И весь город собрался к дверям» Симонова дома (Мк. 1. 32-33); такова и дочь Иаира, на которой было явленно первое чудо воскресения, показавшая, что любое ожидание Христа будет вознаграждено, и является прообразом будущего воскресения мертвых при втором Пришествии; такова вдова Наинская, по милосердию к которой Спаситель воскресил ее единственного сына, показав пример истинного милосердия для нас и силу, гораздо большую, чем Елисей, некогда воскресивший близ того места сына гостеприимно отнесшейся к нему вдовы, и Илия там же воскресивший сына сарепской вдовы, долго молившиеся и постившиеся над телами (3Цар. 17, 21; 4 Цар. 4, 35), в то время как Спаситель воскресил юношу единым своим словом, после чего пошла молва, что Великий Пророк восстал в Иудее; такова и женщина, бывшая восемнадцать лет сгорбленной, и исцеленная Христом в субботу в синагоге, чем было явленно, что «Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мк. 2, 28), и преподан пример доброго дела как служения Богу такова и бедная вдова, пожертвовавшая две лепты и явившая образец истинной жертвы, ибо «от скудости своей положила все, что имела» (Мк. 12, 44); такова и та что была взята в прелюбодеянии и посрамившая фарисеев, задавших провокационный вопрос Учителю. Даже, казалось бы, негативная окраска просьба Соломии о первенстве в Царствии Небесном ее сыновей смягчается, когда понимаешь, что она проявила истинную материнскую любовь, попросив Иисуса о том, о чем никто другой просить не смел.
III.
Итак, как видим ни одна из евангельских жен не может быть исключена из Евангельского повествования. Каждая из них несет определенное служение, каждая показывает нам способ удостоиться Царствия Божия. И резким контрастом этим женам становиться Иродиада и ее дочь. Живя абсолютно безбожной жизнью, Иродиада, люто ненавидевшая Пророка, обличившего ее неправедную жизнь, дошла до того, что уже и убить его хотела, но не было у нее пока возможности. И вот, с помощью дочери и дьявола, пользуюсь легкомысленным, данным под воздействием вина и бесовской, как называет Златоуст, пляски, она наконец-то осуществляет долгожданную месть. Но принесла ли она радость Иродиаде? Никто больше не мешает ей наслаждаться жизнью и проводить дни в разврате и разгулах, но недолго продолжалась эта жизнь. Скоро Ирод был лишен власти и отправился в изгнание вместе с любовницей, где она и умерла (3, с.385). Дочь же ее, вышедши зимой на реку, провалилась под лед, и голова ее была отрезана льдинами, что нам известно из Предания.
И как жалки дщери иерусалимские, идущие за Христом и рыдающие о нем, но не знающие еще о том, какую кару навлекли на себя словами «всего народа»: «кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27, 25). Этому гласу безумной толпы не смог противится Понтий Пилат, несмотря на предупреждение своей разумной жены, которая «послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за него» (Мф. 27, 19). Сохранилось письмо жены Пилата Клавдии Прокулы ее подруге, в котором она подробно описывает свою беседу с Пилатом, казнь Иисуса и последующие затем муки отчаяния и раскаяния ее супруга.
Предание рассказывает, что Пилат, отчаявшись в Божием милосердии, подобно Иуде, лишил себя жизни, а его жена Клавдия стала христианкой. В греческой Церкви она причислена к лику святых.
IV.
В новом Завете Господа с людьми женщине, ее душевному строению и жертвенной любви отводится особое место, особая роль, призывающая ее на служение Христу в деле спасения человечества от рабства греху, что впервые показано нам образами Евангельских жен.
Примечания.
Указание мест в Евангелии где описываются жены
1. Св. Елизавета – Лк. 1, 5-26; 39-56; 57-80;
2. Анна Пророчица – Лк. 2, 36-38;
3. Самарянка – Ин. 4, 1-42;
4. Теща Симона – Мф. 8, 14-15; Мк. 1, 29-31; Лк. 4, 38-39;
5. Вдова Наинская – Лк. 7, 11-17;
6. Грешница в доме Симона-фарисея – Лк. 7, 36-50;
7. Дочь Иаира – Мф. 9, 20-26; Мк. 5, 22-43;
8. Кровоточивая – Лк. 8, 40-56;
9. Хананеянка (сирофиникиянка) – Мф. 15, 21-28; Мк. 7, 24-30;
10. Марфа и Мария– Лк. 10, 38-42;Ин. 11, 1-10;Мф. 26, 6-13; Мк. 14, 3-9;
11. Женщина, взятая в прелюбодеянии – Ин. 8, 1-11;
12. Женщина, сгорбленная 18 лет и исцеленная в субботу в синагоге – Лк. 8-10-17;
13. Женщина, помазавшая Христа у Симона-прокаженного – Мф. 24, 6-13; Мк. 14, 3-9;
14. Бедная вдовица – Мк. 12, 41-44, Лк. 21, 1-4;
15. Мироносицы – Мф. 28, 1-11; Мк. 16, 2-14; Лк. 24, 1-23; Ин. 20, 1-18;
16. Соломия, мать Иоанна и Иакова – Мф. 20, 20-28; Мк. 10, 35-45; Лк. 28, 32-34;
17. Женщины служившие имением – Лк. 8, 2-3;
18. Жена Пилата – Мф. 27, 19;
19. Иродиада и Саломия – Мф. 24, 1-12; Мк. 5, 14-29; Лк. 9, 7-9.
Источники.
1. Св. Ефрем Сирин. Творения. т.8. издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры. 1995 год.
2. Толковая Библия или комментарии на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Издание преемников А. П. Лопухина. Часть 3, «Новый Завет». т.9. Евангелие от Марка, Луки и Иоанна. Петербург, 1912. Репринт. Институт Перевода Библии. Стокгольм, 1987 год.
3. Священник Григорий Дьяченко. Объясненье воскресных и праздничных Евангелий всего года, чтомых на литургиях и всенощных бдениях. Часть 1. Издание Сретенского монастыря.
4. Иже во святых отца нашего, Иоанна архиепископа Константинопольского Златоустого. Избранные творения. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. Книга 1. Репринт. Москва: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993 год.
5. А. П. Лопухин. Библейская история при свете новейших исследований и открытий. Новый Завет. СПб, издание книгопродавца И. Л. Тузова, 1895 год.
6. Архимандрит Михаил. Евангелие от Матфея, Марка, Луки и Иоанна с предисловиями и подробным объяснительными примечаниями. Книга 1. Евангелие от Матфея. Москва: Синодальная типография, 1870 год. Репринт: Издательский отдел Московской Патриархии, 1993 год.
7. Ф.В. Фаррар. Жизнь Иисуса Христа. СПб: Издание И. Л. Тузовва, 1893 год. Репринт: Москва, «Советский писатель», 1991 год.
8. Толковая Библия или комментарии на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Издание преемников А. П. Лопухина. Часть 3, «Новый Завет». т.9. Евангелие от Марка, Луки и Иоанна. Петербург, 1912. Репринт. Институт Перевода Библии. Стокгольм, 1987 год.
9. Архиепископ Аверкий. Четвероевангелие: руководство к изучению священного писания Нового Завета. Москва: Издательства Свято-Тихоновского Богословского Института, 1999 год.
10. Троицкие листки. Толкование на Евангелие от Матфея. Издание свято- Троицкой Сергиевой лавры, 1896-1899. Репринт: Мрсква, Паломник, 1994 г.
11. Иже во святых отца нашего, Иоанна архиепископа Константинопольского Златоустого. Избранные творения. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. Книга 1. Репринт. Москва: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993 год.
12. Святитель Феофан Затворник Вышенский. Евангельская история о Боге Сыне. Москва, 1899. Репринт: издательство «Сантагма».
|