О КРЕСТНОМ ЗНАМЕНИИ
Крестное знамение — это малое священнодействие, в котором христианин, изображая на себе знамение (знамение — знак церковнославянск.) Креста Господня с призыванием Имени Божьего, привлекает на себя (или на того, кого он осеняет, например, своего ребенка) Божественную Благодать Святого Духа.
В том, что это действительно так, можно убедиться из многочисленных примеров, описанных в духовной литературе или передаваемых изустно, когда от крестного знамения исчезали демоны или демонические наваждения, лопались сосуды с отравленным питьем, протухала вода, «заряженная» колдунами, экстрасенсами или «бабками», успокаивались плачущие младенцы, ослабевали или проходили недуги и многое другое.
Благодатная сила дана крестному знамению потому, что Христос Своей смертью на Кресте, являющейся актом величайшего Божественного Самопожертвования из любви к Своему погибающему творению, победил сатану с его гордыней, освободил человека от рабства греха, освятил Крест как победоносное оружие и даровал это Оружие нам.
Однако должно знать, что крестное знамение тогда только имеет благодатную силу, когда совершается благоговейно и правильно. О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.
Совершать крестное знамение положено так: три первых пальца правой руки (большой, указательный и средний) складываем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони, см. рисунок.
Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, как Единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий, по сошествии Своем на землю, будучи Богом, стал человеком, то есть означают две Его природы — Божественную и человеческую.
Осеняя себя крестным знамением, мы прикасаемся сложенными вместе тремя пальцами ко лбу — для освящения нашего ума, к животу — для освящения наших внутренних чувств, потом к правому, затем левому плечам — для освящения наших телесных сил.
Когда мы осеняем себя крестным знамением, то мысленно произносим: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь», выражая этим нашу веру в Святую Троицу и наше желание жить и трудиться во славу Божию. Слово «аминь» — означает: истинно, да будет так.
Поклоны — знак осознания нашей греховности и недостоинства перед Богом, они — знак нашего смирения, преклонения перед Ним.
Поклоны бывают поясные, когда мы наклоняемся до пояса, и земные, когда мы становимся на колени и касаемся головою и руками земли. В церкви существуют следующие правила, касающиеся поклонов и крестного знамения:
-
Креститься с поясным поклоном следует:
-
При входе в храм и при выходе из него — три раза.
-
После пения «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи».
-
При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице.
-
При каждом возглашении слов «поклонимся», «поклонение», «припадем».
-
Во время чтения или пения «Аллилуиа», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся» и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже» — по три раза.
-
Креститься с земным полоном следует на Литургии при выносе Святой чаши, при словах священника «Со страхом Божиим и верою приступите», и второй раз — при словах «Всегда, ныне и присно…» (в воскресные дни и в дни церковных праздников, а также в период от Пасхи до Пятидесятницы земные поклоны не совершаются).
При этом следует учитывать, что в каждом храме существуют свои обычаи, связанные с поклонами во время богослужений, поэтому не стоит самовольно вставать на колени и произносить громкие восклицания, смущая верующих, однако если все молящиеся встают на колени — стоит к ним присоединиться.