ИСПОВЕДЬ

 

ИСПОВЕДЬ

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное«.

Евангелие от Матфея З, 2

«Сознание греха есть начало спасения».

бл.Августин

 

В Таинстве Покаяния христианину подается очищение от грехов, совершённых после Крещения. Кающийся исповедует свои грехи Господу и Его Церкви в лице ее представителя – епископа или священникапо молитвам которого Господь прощает исповеданные грехи и воссоединяет покаявшегося с Церковью.

Покаяние отверзает нам небо, вводит в рай. Без покаяния нет спасения. Покаяться — значит изменить образ жизни, то есть увидеть в себе грех, осознать его, возненавидеть, затем покаяться Богу в присутствии священника и дать обещание больше не грешить.

Всякий грех есть отказ от Божественного света. Для того чтобы увидеть своё зло, надо видеть свет и красоту Божией Правды. Всякий грех есть грех против любви, так как Сам Бог есть любовь. Нарушая закон любви, всякий грех ведет к разъединению с Богом и людьми и, следовательно, является грехом против Церкви. Поэтому согрешающий отпадает от Церкви и должен каяться перед нею. Грех заключается не только в отдельных поступках человека, он является постоянной болезнью, которая не допускает человека принимать дар Божественной благодати, то есть источника истинной жизни.Покаяние, предшествующее исповеди, требует, во-первых, осознания своих грехов; во-вторых,горького сожаления о них и, наконец, решимости исправиться.

Борьба с грехом должна выражаться в раскрытии своей души перед Богом и другими людьми, т.к.корень греха есть самолюбивое замыкание человека. Исповедь и есть прежде всего выход из болезненной субъективности; она требует и самопожертвования, без которого нет настоящей любви. Кроме того, рассказ о грехе, нередко сопровождаемый жгучим стыдом, помогает отсечению греха от здорового ядра личности. Исповеданный грех становится чуждым человеку, а скрытый производит нагноение души. Мы исповедуемся не столько для того, чтобы избежать наказания, сколько чтобы избавиться от грехов, их повторения. Грех разлагает нашу личность, а вернуть её целость, исцелить, может только Божественная любовь. Мы и приходим за нею в Церковь, где Сам Христос животворит нас Своею любовью.

Подготовкой к исповеди служит чтение духовных книг; покаянных молитв; размышлением о своей греховности; пост. Вспоминая грехи, лучше записать их для удобства исповеди, чтобы не остались забытыми и не исповеданными. Исповедь должна быть полной, точной, без самооправдания. Надо сначала упомянуть наиболее досаждающие грехи (страсти, пороки), с ними и бороться надо в первую очередь, а также грехи против любви (осуждение, злоба, вражда). Такие грехи должны быть предметом постоянного покаяния и борьбы. Перед исповедью надо примириться со всеми, прощая и прося прощения. Как духовно-лечебное средство, священник может наложить на кающегося епитимью, например назначить ему особые духовные упражнения или временно не допустить до Святого Причащения.

Часто люди приходят на исповедь и не знают, что сказать — о покаянии и говорить нечего. Душевные очи у них закрыты, душа спит мертвым сном, далека от Бога и человек не видит своих грехов. Ниже перечисляются грехи, на которые должен обратить кающийся внимание, испытывая свою совесть.

 

ГРЕХИ ПРОТИВ ГОСПОДА БОГА:

гордость; не исполнение святой воли Божией; нарушение заповедей; неверие и маловерие; нет надежды на милосердие Господа; отчаяние; чрезмерное упование на милость Божию; лицемерное почитание Бога, нет любви и страха Божьего; не благодарили Господа за все Его благодеяния, за скорби, болезни; обращались к экстрасенсам, астрологам, гадалкам, ворожеям; занимались черной и белой магией, колдовством, гаданием, спиритизмом; согрешили суеверием: верили в сны, приметы, носили талисманы; хулили и роптали на Господа в душе и на словах; не исполняли обеты, данные Богу; призывали имя Божие без необходимости; клялись именем Господа; кощунственно относились, без должного благоговения, к иконами, мощам, свечам, Святым, Священному Писанию и т. д.; читали еретические книги и держали их у себя дома; смотрели еретические телепередачи; стыдились креститься и исповедывать православную веру; не носили крест; небрежно крестились; не исполняли или плохо, с холодным сердцем исполняли молитвенное правило: утренние и вечерние молитвы, другие молитвы, поклоны и т.д.; не читали Священное Писание, духовную литературу; пропускали без уважительной причины воскресные и праздничные богослужения; ходили в храм без усердия и прилежания; ленились молиться, молились рассеянно и холодно; разговаривали, дремали, смеялись, ходили по храму во время церковной службы; невнимательно, рассеянно слушали чтение и песнопения; опаздывали на службу и раньше отпуста выходили из храма; ходили в храм в нечистоте, прикасались в нечистоте к святыне; редко исповедывали грехи, сознательно утаивали их; причащались без сокрушения и страха Божьего, без должного приготовления; не примирившись с ближними, после блуда; не слушались духовного отца; осуждали священнослужителей, монашествующих; роптали и обижались на них; не почитали праздники Божии; работали в праздничные дни; нарушали посты, не соблюдали постные дни — среду и пятницу; слушали западных проповедников, сектантов; увлекались восточными религиями; думали о самоубийстве и пытались покончить жизнь самоубийством.

 

ГРЕХИ ПРОТИВ БЛИЖНЕГО:

не имели любви к ближним; не любили врагов, ненавидели их, желали им зла, не умели прощать; воздавали злом за зло; не почтительны к старшим и высшим (начальствующим), к родителям; огорчали и обижали родителей; не исполняли обещанное; не платили долгов; явно или тайно присваивали себе чужое; избивали; покушались на чужую жизнь; убивали младенцев во чреве (аборты), советовали их делать ближним; грабили; занимались вымогательством; отказывались вступиться за слабого и невинного, помочь попавшему в беду; согрешили леностью в работе, не почитали чужой труд; плохо воспитывали детей — вне христианской веры; проклинали детей; согрешили не милосердием; согрешили скупостью; не посещали больных; не молились за наставников, родных, врагов; согрешили жестокосердием, были жестокими к животным, птицам; уничтожали деревья; прекословили, не уступали ближним; спорили; клеветали; осуждали; злословили; сплетничали; пересказывали чужие грехи; подслушивали чужие разговоры; обижали; оскорбляли; враждовали с ближними; скандалили; устраивали истерики; проклинали; дерзили; нагло и вольно вели себя по отношению к ближнему; лицемерили; говорили колкости; гневались; подозревали ближних в неблаговидных поступках; обманывали; лжесвидетельствовали; соблазнительно вели себя, желая прельстить; ревновали; рассказывали неприличные анекдоты; развращали своими действиями ближних (взрослых и несовершеннолетних); согрешили корыстной дружбой и изменой; поминали живых за упокой.

 

ГРЕХИ ПРОТИВ САМОГО СЕБЯ:

тщеславие, считали себя лучше всех, самолюбие, отсутствие смирения и послушания, самонадеянность, высокоумие, духовный эгоизм, подозрительность; ложь, зависть; празднословие, смехословие, сквернословие; раздражались, возмущались, помнили зло, обижались, огорчались, унывали, тосковали, печалились, делали добрые дела напоказ, леность, проводили время в праздности, много спали и ели (чревоугодие, тайноядение, лакомство), ели кровь животных (кровяная колбаса); любили земное, материальное больше небесного, духовного; пристрастны к деньгам, вещам, роскоши, наслаждениям, смотрением телевизора; излишне внимательны к плоти; стремились к земным почестям и славе; потворство духу времени и мирским обычаям; привязанностью к разного рода вещам и людям; курили, употребляли наркотики, спиртное (упивались до пьяна); играли в карты, азартные игры; украшали себя, чтобы прельстить; занимались сводничеством, проституцией; пели непристойные песни; плясали; смотрели порнографические фильмы, читали порнографические книги, журналы; принимали блудные помыслы; услаждением и медлением в нечистых помыслах; осквернялись во сне, согрешили блудом (вне церковного брака — назвать количество); согрешили прелюбодеянием — изменяли при венчанном браке; допускали вольности до венца и извращения в супружеской жизни; согрешили рукоблудием (осквернили себя блудными прикосновениями), нескромным воззрением на жен и юношей; невоздержанием в супружеской жизни (во время поста, субботние и воскресные дни, церковные праздники); холодностью и бесчувственность на исповеди, умалением своих грехов, обвинением ближних, а не себя осуждением.

 

ВО ВРЕМЯ ИСПОВЕДИ КАЮЩИЙСЯ НЕ ДОЛЖЕН:

— произносить тех грехов, в которых прежде каялся, получил отпущение и не повторял их;

— вспоминать других лиц, соприкосновенных к грехам своим, а только себя осуждать;

— произносить грехи со всеми околичностями, нужно признаваться в них в общем, чтобы частным разбором оных не возбуждать соблазна в себе и в духовнике.

 

ТАИНСТВО ИСПОВЕДИ НЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО:

— если священник находится под запретом архиерея и он совершает Таинство Исповеди;

— если все грехи сказаны, но не была прочитана священником разрешительная молитва.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели