О ЦЕРКОВНЫХ ЗАПИСКАХ

 

Главное моление о живых и усопших в Церкви совершается утром, во время Божественной литургии, когда приносится бескровная Жертва Богу. Чтобы о наших родных и близких была совершена молитва, необходимо подать вечером или утром (до начала богослужения) записки о здравии и об упокоении.

Записка «о здравии». Понятие «здравие» включает не только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние, материальное благополучие. И если мы молимся о здравии человека, который сделал много зла, то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в дальнейшем пребывал в таком же состоянии — нет, мы молим Бога, чтобы Он переменил его намерения и внутреннюю неустроенность, сделал так, чтобы наш недоброжелатель или даже враг стал пребывать в гармонии с Богом, с Церковью, с окружающими. В эту записку следует записать всех, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия.

Слово Божие учит, что каждому необходимо молиться не только за себя, но и за других: «молитесь друг за друга» (Иак. 5, 16). На этой общей молитве друг за друга и строится Церковь.

Существует благочестивая традиция в каком порядке следует указывать имена в записках: первым стоит написать имя нашего Патриарха Кирилла, а за ним – Архипастыря, архиепископа Вадима, поставленного от Бога духовного владыку, заботящегося и приносящего Господу молитвы и жертвы за врученную ему паству. Так поступают многие христиане, так учит Священное Писание: «прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 1-4).

Затем пишется имя вашего духовного отца, священника, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа: «Поминайте наставников ваших» (Евр. 13,7).

Затем пишутся имена родителей, свое имя, имена членов своей семьи, близких и родных, благодетелей и недоброжелателей (молитва за врагов, за враждующих — великая сила для прекращения вражды и водворения мира. Известно множество случаев, когда один из враждующих вписывал имя своего недоброжелателя в записку о здравии рядом со своим именем — и вражда прекращалась, бывший враг становился доброжелателем). В таком же порядке пишутся имена и в записках «об упокоении».

Вторая записка, подаваемая нами, — «о упокоении». В ней мы указываем имена усопших родных, знакомых, учителей, благожелателей, всех, кто нам дорог.

Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших — и не только за ближайших родственников, но и за весь свой род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, научил. Умершие, хотя и отошли от нас, хотя и пребывают плотью в земле, а душой у Господа, не исчезли, продолжают жить невидимой для нас духовной жизнью пред очами Божиими, так как Сам Господь говорит в Святом Евангелии: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38).

Мы верим, что наши усопшие сродники, а имен многих из них мы часто и не знаем, молятся о нас, своих потомках. Единство и общение наше с умершими особенно чувствуется во время усердной молитвы за них. Она производит на душу молящегося чрезвычайно глубокое действие и впечатление, доказывая действительное общение души молящегося с душами тех, за кого возносится молитва.

В записках можно указывать только имена людей, крещеных в православной Церкви, а имена усопших – обязательно отпетых. Все имена указываютсяя в церковном написании, например, не Полины, а Аполлинарии; не Артема, а Артемия; не Егора, а Георгия. Ребенок до 7 лет называется младенцем, от 7 до 15 лет — отроком (отроковицей). Не надо указывать фамилии, отчества, титулы, профессии поминаемых и их степени родства по отношению к вам.

Допускается включение в записку слов «воина», «монаха», «монахини», «болящего», «путешествующего», «заключенного». В заупокойных записках нужно отметить «новопреставленного» (усопшего в течение 40 дней по кончине), «приснопамятных» (усопших, имеющих в этот день памятные даты), «убиенных». За тех, кого Церковь прославила в лике святых (например, блаженную Ксению), молиться уже не нужно.

Порой человек, подающий записки, не остается на самом богослужении, уходит из храма. Господь приемлет всякую жертву, но намного действеннее помолиться вместе со священником, нежели предоставлять тому умолять за нас Бога.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели